КНИЖНЫЙ ФОНД
Фонд, посвящённый современному искусству, включает уникальные издания, переданные Российской государственной библиотеке для молодёжи от учебных заведений, галерей и музеев, занимающихся визуальной культурой XX—XXI вв. Эти книги охватывают как исследования искусства, так и актуальные тенденции, представляя вклад ведущих культурных институций России в развитие художественного знания.

На этой странице представлены организации и учреждения, передавшие литературу. Вы сможете узнать больше о каждой из них, ознакомиться с их деятельностью и направлениями работы.

00:00/01:00
Количество изданий в фонде: 1085
Государственная Третьяковская галерея, Igor Novikov — [1998]
Государственный Эрмитаж, Илья и Эмилия Кабаковы. Памятник исчезнувшей цивилизации. [проект в форме инсталяции. по материалам выставки, 3 июля 2024 — 1 июня 2025 г. — cop. 2024
Илья Кабаков вошел в мировую историю искусства как яркий представитель московского концептуализма и автор термина «тотальная инсталляция». Этим словосочетанием художник называл произведение искусства, которое нельзя понять, смотря на него со стороны. Зрителю необходимо войти внутрь, ощутить окружение, цвет и конфигурацию стен, освещение, звуки, запахи — все это обретает новые смыслы и работает на усиление задуманного авторами образа. Экспозиция «Памятник исчезнувшей цивилизации» — пример такой инсталляции. В основном она собрана в виде архива проектов художника, созданных в соавторстве с его женой Эмилией. Выставка носит ретроспективный характер и предлагает стать знатоком творчества Кабаковых — для этого необходимо внимательно изучить их архив. Впервые выставка была показана в Палермо в 1999 году. В 2014 году художники подарили работу Эрмитажу, но из-за огромного размера она не вошла в масштабную ретроспективу, которая проходила в музее в 2018 году. На ретроспективе Кабаковых 2018 года в Эрмитаже показать работу не удалось: не хватило места. И вот «Памятнику исчезнувшей цивилизации» отдают весь Белый зал на третьем этаже Главного штаба. Через 20 лет после исторической выставки-возвращения и через 10 после получения инсталляции в дар. «Памятник исчезнувшей цивилизации» впервые показывают петербургскому зрителю
Уральская индустриальная биеннале современного искусства, Новая грамотность — cop. 2017
Цай Гоцян. Октябрь — cop. 2017
Цай Гоцян — художник, изучавший сценический дизайн в Шанхайской театральной академии, работал в различных видах искусства — от графики до перформансов. Применять в своих работах порох он начал после переезда в Японию в 1986 году. С тех пор это основной его художественный инструмент, а вместе с тем — знаковый для китайской культуры материал
Ротарь О., EXTENSION. EE [Текст]. [каталог] — cop. 2016
Попеску Д., Extension.ro. [выставка современных румынских художников], 18 февраля — 13 марта 2016. [каталог] — cop. 2016
Первый проект представит исследование современного румынского искусства на примере представителей художественных течений из восточной и западной Румынии. Сложные исторические события ХХ века и их последствия: революция 1989 года, существующее этническое разнообразие, территориальное расположение между Западом и Евразией — оказали влияние на специфику развития современной художественной среды в Румынии. В выставке примет участие 21 художник, главным образом, из Бухареста и Клуж-Напока.После распада социалистического лагеря культурное развитие этих двух городов пошло по разным направлениям, каждое их которых заслуживает отдельного внимания
Ксута, Максим Ксута. Последовательности состояний — cop. 2016
Галерея «Триумф» представляет новый проект Максима Ксуты «Последовательность состояний», в который войдут живопись, аудиовизуальная инсталляция и фотографии, созданные художником за последний год. Вдохновившись исследованием Мартина Гарднера «От мозаик Пенроуза до надежных шифров» и манифестом Барнетта Ньюмана «Плазматический образ», Максим Ксута поставил перед собой ряд пластических задач и предпринял исследование понятий серийности и последовательности в искусстве.
Avant-garde museology — cop. 2015 ((e-flux Classics))
Avant-Garde Museology is the first title in e-flux classics, a new book series focusing on an emerging historical canon specific to an era when the world—s many eccentric modernities, economies of knowledge, and shared political histories seek to be recognized through contemporary art.
Абубакиров Э. Б.,. Ниже Нижнего Кн. 2 — 2014
Kulik O., The mad dog, or last taboo guarded by alone cerberus — cop. 2012
Russia’s best-known performance artist, Oleg Kulik (born 1961) has long been famed for his raw performances, which often express a kind of 'howl' against the constraints of civilization. With full-bleed reproductions on every page, this massive volume documents his performances of the 1990s
Кикодзе Е., Никита Алексеев. Impressions — cop. 2011
«Impressions» в переводе с французского означает «впечатления». Но никакого импрессионизма на выставке Никиты зритель не обнаружит. Увидит он только 119 небольших абстрактных картин. Нежных, лиричных, очень аккуратно, «по линейке» написанных. Человек несведущий подумает, что перед ним творения очередного последователя Мондриана или Родченко. Но все не так просто — Никита Алексеев любит рассказывать о том, что он в свое время дезертировал из концептуалистов. А, как известно, бывших концептуалистов не бывает, равно как и бывших сотрудников одной известной организации. Поэтому каждая картина сопровождается довольно обширным текстом, в котором автор описывает некое событие в его жизни, а также «Впечатления от цвета», «Впечатления от мест и событий» и «Впечатления от впечатлений». Серьезно относящийся к делу зритель должен будет стать еще и читателем — Никита не только замечательный живописец, тончайший график, но и преизрядный писатель и эссеист. А картины пишет с одной лишь целью — чтобы они понравились ему самому.
Giuliano Vangi. exhibition, St. Petersburg, Hermitage museum, May 17-July 16, 2001 — cop. 2001
Джулиано Ванджи (итал. Giuliano Vangi) — итальянский скульптор, художник и рисовальщик. Он использует мрамор, полихромное дерево, камни, бронзу, никель и слоновую кость для создания оригинальных, разнообразных и динамичных работ. Все скульптуры Ванджи являются результатом размышлений о человеке, представлений о современном человеческом состоянии, интерпретируемом с точки зрения одиночества, беспокойства и боли. Герои его плывут по безбрежному морю, где инстинкты, трусость, надежды, насилие и отречение бурлят и запутываются, и они бесцельно дрейфуют. Кроме масштабных скульптур социального направления, работы Ванджи включают статую Святого Иоанна Крестителя во Флоренции, распятие и новый пресвитерий для Падуанского собора, новый алтарь для Пизанского собора и входную скульптуру для музея Ватикана. Сегодня художник пользуется широкой международной известностью.
Лиза Бобкова. Об ослепшем вчерашнем долгом вечере что сегодня. [издание приурочено к выставке Лизы Бобковой 24 декабря 2024 — 19 января 2025] — 2025
Галерея «Триумф» представляет каталог к персональной выставке Лизы Бобковой «Об ослепшем вчерашнем долгом вечере что сегодня». Проект объединяет серию скульптур из металла, работа над которой продолжалась в течение трех лет, и инсталляцию из фарфора и серию графики. Скульптурная серия воссоздает образы детских игрушек, которые «вернулись» к художнице, пройдя собственный путь —— покореженными, сожженными, искалеченными неизвестными событиями, наложившими на них видимый и нестираемый отпечаток. Прототипы этих фигур изначально разрабатывались тушью на бумаге и не менялись в процессе работы. Лаконичные силуэты скульптур сохранили неразрывную связь со своими графическими прообразами и присущую им легкость восприятия, даже обретя внушительный вес и объем. Инсталляция из сожженных стульев, утративших свою функцию и превратившихся в символический образ, подталкивает к размышлению о невозможности остановиться и обрести покой. Для художницы важно, что завершенные скульптуры обретают телесность и автономию, становясь отдельными сущностями. Определяющим является незаконченность и статичность, а заложенный в них потенциал к трансформации. Хотя образы кажутся застывшими стоп-кадрами, отношения, которые возникают между объектом и зрителем, одновременно сиюминутны и растянуты во времени. Они не только открывают пространство для интерпретаций, но и дают возможность проживания историй, вымышленных или фиксируемых моментом.
Владимир Копейкин. Попытка заполнения. [издание приурочено к выставке 24 декабря 2024 — 19 января 2025] — 2025
Галерея «Триумф» представляет персональную выставку Владимира Копейкина «Попытка заполнения». В основе проекта лежит размышление о феномене пустоты и способах ее заполнения. Экспозиция объединяет работы, выполненные из стекла и свинца —— тяжелого, но невероятно пластичного металла. Находясь в пике личного творческого кризиса, художник столкнулся с глубоким переживанием пустоты, которую сложно было выразить словами. В работе «Попытка заполнения», давшей впоследствии название проекту, он попытался сформулировать понятие пустоты через поиск визуальной формы. В процессе методичной работы, он, казалось, нащупал простую формулу: пустота —— это прекращение действия. На смену повторению и проживанию определенного жеста и момента приходит «ничто», которое затем подводит к следующему вопросу: пустота есть абсолютное ничто или пространство, способное быть наполненным чем угодно? Владимир Копейкин окончил отделения художественного металла и художественного стекла СПГХПА им. А. Л. Штиглица и в своей практике работает преимущественно с этими материалами в форме инсталляций, скульптур и объектов. Амбивалентность, характерная для этих полярных по своей природе материалов, всегда привлекала художника. Стекло, будучи одним из самых хрупких в обращении материалов, демонстрирует удивительную долговечность и стойкость: легко разрушаемое человеком, оно оказывается неподвластно течению времени. Металл же, как самый прочный и твердый материал, демонстрирует свою уязвимость перед лицом времени, постепенно, но неизбежно разрушаясь.
Покладок П., Дом-эксперимент. Как я жил в Доме Наркомфина — 2025
Перед вами — книга-рассказ о судьбе необычайного дома — Дома Наркомфина. Он был построен к 1930 году и стал символом новой, советской жизни: здесь и новые технологии, и новые материалы, и новый быт — быт коммуны. Познакомит читателя с удивительным домом мальчик Петя, которому довелось жить в Доме Наркомфина в 1930-е годы. Петя расскажет о необыкновенном устройстве дома, квартирах-ячейках, новом быте жильцов и даже о его секретах — например, куда ведут черные и белые двери из коридора пятого этажа. Вместе с Петей мы зайдем в гости к архитектору Моисею Гинзбургу и на крышу — в пентхаус идейного вдохновителя Дома Наркомфина Николая Милютина. Открывайте книгу и отправляйтесь в увлекательный квест по дому, похожему на огромный белый пароход. Полина Покладок — искусствовед, специалист по русской архитектуре второй половины XIX — первой половины XX века, научный сотрудник Музея архитектуры им. А. В. Щусева
Карахан Л., Отдаленные последствия. «Грех», «Француз» и шестидесятники — 2025
В книге «Отдаленные последствия» кинокритик Лев Карахан пытается осмыслить сложный путь, пройденный после Второй мировой войны не только отечественным, но и западным кинематографом. В основе исследования — сравнение творчества двух режиссеров-шестидесятников Андрея Кончаловского и Андрея Смирнова, в частности их недавних фильмов «Грех» (2019) и «Француз» (2019). Как изменилось более чем за полвека жизнелюбивое оттепельное поколение? Как оно связано с западным кинематографом отчуждения? Как справлялось с кризисом витальности, когда оттепель сменили заморозки? Что такое наследие шестидесятников сегодня? Автор ищет ответы, вовлекая в анализ все новые имена, явления и события
Айгюн Е., Дом вдали от дома. художники-эмигранты из Российской Империи в Стамбуле — 2025
Книга Екатерины Айгюн посвящена жизни и творчеству русскоязычных деятелей искусства, которые вынуждены были эмигрировать из Российской империи после Октябрьской революции и поселились в Константинополе. Автор изучает как художественные интересы эмигрантов — художников, скульпторов и фотографов, — так и их отношения с городом на Босфоре. Как деятели искусства адаптировались к эмиграции? Обеспечивали ли они себя с помощью творчества? Кем были их покровители и клиенты? Как они повлияли на Константинополь, и как он повлиял на них? Книга будет интересна изучающим искусство российской эмиграции, востоковедам, жителям Стамбула и желающим посетить этот город
Каталог к выставке. Квадрат и пространство от Малевича до ГЭС-2 — 2024]
Каталог к выставке «Квадрат и пространство от Малевича до ГЭС-2». С 20 июня по 27 октября в «ГЭС-2» прошел выставочный проект «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Экспозиция посвящена искусству ХХ века, пространству творчества и истории взаимоотношений произведения и зрителя. Приглашенными кураторами выставки выступили искусствовед Зельфира Трегулова и критик Франческо Бонами.
Книга для чтения. Квадрат и пространство от Малевича до ГЭС-2 — 2024
Книга для чтения к выставке «Квадрат и пространство от Малевича до ГЭС-2». С 20 июня по 27 октября в «ГЭС-2» прошел выставочный проект «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Экспозиция посвящена искусству ХХ века, пространству творчества и истории взаимоотношений произведения и зрителя. Приглашенными кураторами выставки выступили искусствовед Зельфира Трегулова и критик Франческо Бонами.
Эрик Булатов. EXIT. [каталог выставки EXIT 6 декабря 2023 — 18 января 2024] — 2024
Галерея pop/off/art представляет каталог к персональной выставке Эрика Булатова — одного из ключевых авторов современного российского искусства, с которым pop/off/art сотрудничает с момента своего основания — 2004 года. Проект, приуроченный к 90-летию Эрика Булатова, станет первой галерейной выставкой художника в России.