00:00/01:00

Премия Кандинского — российская ежегодная национальная премия в области современного искусства. Была учреждена в 2007 году по инициативе Шалвы Бреуса, президента Международного культурного фонда BREUS Foundation. Согласно принятой мировой практике, премия названа именем выдающегося художника. Задачами Премии Кандинского стали поддержка и развитие российского актуального искусства, повышение его авторитета в мире.

Претендентом на получение Премии Кандинского может стать без исключения любой российский художник. За все конкурсные годы на участие в Премии Кандинского было подано 3995 заявок из десятков городов России. В главной конкурсной номинации Премии Кандинского «Проект года» присуждается самый большой материальный приз в нашей стране.

Наряду с британской Премией Тернера и французской Премией Марселя Дюшана, Премия Кандинского считается одной из наиболее важных национальных наград в области современного искусства.

Количество изданий в фонде: 21
Премия Кандинского Москва, 18 сентября — 30 ноября, каталог — 2014 (Артхроника)
Премия учреждена в 2007 году по инициативе Шалвы Бреуса, президента Международного культурного фонда BREUS Foundation. Согласно принятой мировой практике, премия была названа именем выдающегося художника. Кандинский больше, чем художник или теоретик искусства: его наследие обеспечило прочное основание для культурного обмена в мире искусства. Задачами Премии Кандинского стали поддержка и развитие российского актуального искусства, повышение его авторитета в мире.
Орлов Б., Борис Орлов. [альбом-монография] — 2013
Барабанов Е. В. — искусствовед, историк философии, почетный доктор теологии Тюбингенского университета (Германия), специалист в области истории и теории искусства ХХ века и современности. Последние два десятилетия — руководитель научно-исследовательских проектов и приглашенный профессор Рурского университета (Бохум, германия), директор по науке Института европейских культур (Москва), руководитель образовательных программ Государственного центра современного искусства (Москва). В 2011 году выступил с серией кураторских проектов в региональных музеях России (Пермь, Иркутск, Краснодар, Киров).
Премия Кандинского Москва, 13 сентября — 10 ноября, каталог — 2013 (Артхроника)
Премия учреждена в 2007 году по инициативе Шалвы Бреуса, президента Международного культурного фонда BREUS Foundation. Согласно принятой мировой практике, премия была названа именем выдающегося художника. Кандинский больше, чем художник или теоретик искусства: его наследие обеспечило прочное основание для культурного обмена в мире искусства. Задачами Премии Кандинского стали поддержка и развитие российского актуального искусства, повышение его авторитета в мире.
Бобринская Е. А.,. Чужие? — 2013
В книге рассматриваются основные тенденции и проблематика советского неофициального искусства 1950−1980-х годов: соц-арт и абстрактная живопись, искусство объекта и московский концептуализм, инсталляция и различные формы взаимодействия искусства и социума.
Премия Кандинского Москва, 26 октября — 16 декабря, каталог — 2012 (Артхроника)
Премия учреждена в 2007 году по инициативе Шалвы Бреуса, президента Международного культурного фонда BREUS Foundation. Согласно принятой мировой практике, премия была названа именем выдающегося художника. Кандинский больше, чем художник или теоретик искусства: его наследие обеспечило прочное основание для культурного обмена в мире искусства. Задачами Премии Кандинского стали поддержка и развитие российского актуального искусства, повышение его авторитета в мире.
Премия Кандинского Москва, 16 сентября — 7 октября, каталог — 2011 (Артхроника)
Премия учреждена в 2007 году по инициативе Шалвы Бреуса, президента Международного культурного фонда BREUS Foundation. Согласно принятой мировой практике, премия была названа именем выдающегося художника. Кандинский больше, чем художник или теоретик искусства: его наследие обеспечило прочное основание для культурного обмена в мире искусства. Задачами Премии Кандинского стали поддержка и развитие российского актуального искусства, повышение его авторитета в мире.
Премия Кандинского Москва, 17 сентября — 13 октября — 2010 (Артхроника)
Премия учреждена в 2007 году по инициативе Шалвы Бреуса, президента Международного культурного фонда BREUS Foundation. Согласно принятой мировой практике, премия была названа именем выдающегося художника. Кандинский больше, чем художник или теоретик искусства: его наследие обеспечило прочное основание для культурного обмена в мире искусства. Задачами Премии Кандинского стали поддержка и развитие российского актуального искусства, повышение его авторитета в мире.
Премия Кандинского Москва, 3 — 26 ноября, каталог — 2009 (Артхроника)
Премия учреждена в 2007 году по инициативе Шалвы Бреуса, президента Международного культурного фонда BREUS Foundation. Согласно принятой мировой практике, премия была названа именем выдающегося художника. Кандинский больше, чем художник или теоретик искусства: его наследие обеспечило прочное основание для культурного обмена в мире искусства. Задачами Премии Кандинского стали поддержка и развитие российского актуального искусства, повышение его авторитета в мире.
Премия Кандинского Москва, 7 — 20 ноября, каталог — 2008 (Артхроника)
Премия учреждена в 2007 году по инициативе Шалвы Бреуса, президента Международного культурного фонда BREUS Foundation. Согласно принятой мировой практике, премия была названа именем выдающегося художника. Кандинский больше, чем художник или теоретик искусства: его наследие обеспечило прочное основание для культурного обмена в мире искусства. Задачами Премии Кандинского стали поддержка и развитие российского актуального искусства, повышение его авторитета в мире.
Премия Кандинского — 2021 (BREUS foundation)
Премия учреждена в 2007 году по инициативе Шалвы Бреуса, президента Международного культурного фонда BREUS Foundation. Согласно принятой мировой практике, премия была названа именем выдающегося художника. Кандинский больше, чем художник или теоретик искусства: его наследие обеспечило прочное основание для культурного обмена в мире искусства. Задачами Премии Кандинского стали поддержка и развитие российского актуального искусства, повышение его авторитета в мире.
Премия Кандинского Москва, 7 — 27 ноября, каталог — 2007 (Артхроника)
Премия учреждена в 2007 году по инициативе Шалвы Бреуса, президента Международного культурного фонда BREUS Foundation. Согласно принятой мировой практике, премия была названа именем выдающегося художника. Кандинский больше, чем художник или теоретик искусства: его наследие обеспечило прочное основание для культурного обмена в мире искусства. Задачами Премии Кандинского стали поддержка и развитие российского актуального искусства, повышение его авторитета в мире.
Премия Кандинского Москва, 08 октября — 17 ноября, каталог — 2019 (BREUS foundation)
Премия учреждена в 2007 году по инициативе Шалвы Бреуса, президента Международного культурного фонда BREUS Foundation. Согласно принятой мировой практике, премия была названа именем выдающегося художника. Кандинский больше, чем художник или теоретик искусства: его наследие обеспечило прочное основание для культурного обмена в мире искусства. Задачами Премии Кандинского стали поддержка и развитие российского актуального искусства, повышение его авторитета в мире.
Светляков К. А., Комар и Меламид: сокрушители канонов — 2019 (Новые классики. науч. ред.: Екатерина Бобринская. вып. 5)
Пятая книга серии «Новые классики» посвящена Виталию Комару (р. 1943) и Александру Меламиду (р. 1945) — одним из главных представителей российского современного искусства, создателям соц-арта — нового направления в искусстве 1970-х. На сцене московского андеграунда Комар и Меламид многое сделали впервые: первые перформансы, инсталляции, эксперименты в области медиаискусства. В книге последовательно рассматриваются создание Комаром и Меламидом соц-арта, путь художников от картины к перформансу, написанные в эмиграции живописные серии «Ностальгический реализм» (1981—1983) и «Анархический синтетизм» (1985—1987), а также социальные проекты, в которые были вовлечены деятели культуры, политики, средства массовой информации, широкая зрительская аудитория и даже животные. Книга иллюстрирована работами Виталия Комара и Александра Меламида 1960−1990-х годов, в том числе фотодокументами, и адресована самому широкому кругу читателей, интересующихся современным искусством.
Юшкова О., Михаил Рогинский — 2017 (Новые классики. науч. ред.: Екатерина Бобринская. вып. 3)
Третья книга из серии «Новые классики» посвящена искусству Михаила Александровича Рогинского (1931—2004). Мастер большого живописного дарования и яркой индивидуальности, автор знаменитой «Красной двери» (1965) в настоящее время по праву занимает одно из ключевых мест в искусстве второй половины ХХ века. Главная задача книги — раскрыть художественные, содержательные, эмоционально-психологические особенности творчества художника, который всегда был бескомпромиссен и предельно честен.
Лазарева Е. А., Виктор Пивоваров: траектория полетов — 2017 (Новые классики. науч. ред.: Екатерина Бобринская. вып. 4)
Четвертая книга серии «Новые классики» рассказывает о творчестве Виктора Дмитриевича Пивоварова (р. 1937), который принадлежит к старшему поколению художников-концептуалистов и является одним из основоположников московской концептуальной школы. В своей живописи художник прошел путь от психоделического абсурда к концептуальной картине, параллельно разрабатывая форму концептуального альбома. Пивоваров работает над самыми разными проектами, одни из которых связаны с мифологиями «персонажного» автора, другие — реабилитируют жанровую картину и вступают в диалог с классическим наследием.
Лазарева Е. А., Борис Орлов: контуры времени — 2017 (Новые классики. науч. ред.: Екатерина Бобринская. вып. 1)
Первая книга серии «Новые классики» посвящена творчеству Бориса Константиновича Орлова (р. 1941) — классика российского современного искусства, выдающегося скульптора, живописца, автора масштабных инсталляций. В истории современного российского искусства Борис Орлов остается одним из немногих по-прежнему актуальных героев андерграунда. Художника интересуют репрезентации власти и приметы героического стиля на протяжении всей истории, визуальные формулы и знаки имперской мощи и триумф
Джексон М. Д., Илья и Эмилия Кабаковы: где наше место? — 2019 (Новые классики. науч. ред.: Екатерина Бобринская. вып. 6)
Шестая книга из серии «Новые классики» посвящена искусству самого известного в мире современного российского художника — Ильи Кабакова (р. 1933), ярчайшего представителя московского концептуализма, родоначальника жанра «тотальной инсталляции», самого дорогого на международном арт-рынке российского современного художника. С 1989 года он работает в соавторстве со своей женой, Эмилией Кабаковой (р. 1945). В книге прослеживается творческий путь художника от ранних концептуальных работ и первых неофициальных выставок к первым тотальным инсталляциям и утопическим проектам. В приложении помещен толковый словарь концептуальных терминов и понятий, разработанных Ильей Кабаковым. Книга иллюстрирована работами Ильи и Эмилии Кабаковых 1958−2019 годов и адресована самому широкому кругу читателей, интересующихся современным искусством.
Ямпольский М. Б., Живописный гнозис. Гриша Брускин, «Алефбет», индивидуальное спасение, двоемирие, эсхатон, гнозис — 2015 (Издательская программа Шалвы Бреуса)
Книга Михаила Ямпольского посвящена творчеству известного художника Гриши Брускина. В центре внимания находится цикл работ, связанных с проектами «Фундаментальный лексикон» и «Алефбет». «Лексикон» претендует на аллегорическую реконструкцию советского мира, а «Алефбет» разворачивает серию аллегорических картин, отсылающих к еврейской мифологии и мистицизму. Внешне оба цикла работ следуют сходным правилам — энциклопедического охвата двух по-своему мифологических миров в форме словарных или алфавитных списков. Ямпольский показывает, как формально сходные проекты строятся на взаимных перекличках и одновременно предполагают принципиально разные стратегии организации смыслов, ориентированных в одном случае на тавтологию и содержательную бедность, а в другом — на полноту воображения. На примере творчества Брускина в книге рассматривается вопрос о смыслообразовании в современном изобразительном искусстве.
Подорога В. А., Прототело. Фрагменты визуальной антропологии. Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия т. 2 — 2020
Второй том книги российского философа Валерия Подороги «Прототело. Фрагменты визуальной антропологии». Издание посвящено выдающемуся режиссеру Сергею Михайловичу Эйзенштейну. Работая с текстами, рисунками, фильмами режиссера, автор книги демонстрирует философские возможности нефилософских текстов. Эйзенштейн предстает перед читателем не как личность и не как автор, но как своеобразная универсальная фигура современного художника, художника эпохи медиа, где жизнь, творческие замыслы, идеи и проекты, а также их отдельные реализации, есть некоторое неразделимое общее поле «произведения», создаваемого «прижизненным архивом».
Подорога В. А., Зеркальная подпорка. Материалы к психобиографии. Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия т. 1 — 2017
Издание посвящено выдающемуся режиссеру Сергею Михайловичу Эйзенштейну. Автор книги -российский философ, доктор философских наук, работая с текстами, рисунками, фильмами режиссера, демонстрирует философские возможности нефилософских текстов. Эйзенштейн предстает перед читателем не как личность и не как автор, но как своеобразная универсальная фигура современного художника, художника эпохи медиа, где жизнь, творческие замыслы, идеи и проекты, а также их отдельные реализации, есть некоторое неразделимое общее поле «произведения», создаваемого «прижизненным архивом».