00:00/01:00

Мультимедиа Арт Музей основан в 1996 году искусствоведом Ольгой Свибловой, ставшей его бессменным директором; в прошлом был известен как Московский дом фотографии — первый художественный музей, основанный в постсоветской Москве.

Музей организовывал и принимал готовые проекты более 1500 выставок российской и зарубежной фотографии в Москве, регионах России, странах зарубежья и известен прежде всего своей коллекцией фотографий Александра Родченко и архивными документами семьи Родченко — Степановой.


Количество изданий в фонде: 17
Лучо Фонтана. Ретроспектива — 2019
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет первую в Москве ретроспективную выставку легендарного итальянского художника Лучо Фонтаны (1899−1968), оказавшего огромное влияние на развитие послевоенного европейского искусства. В экспозицию вошли знаковые произведения мастера из крупнейших государственных и частных собраний Италии: Фонда Лучо Фонтаны (Милан), Музея Новеченто (Милан), Фонда Прада (Милан), Национальной галереи современного искусства (Рим), Городской галереи современного искусства (Турин), Музея Новеченто, (Флоренция) и др.
Филип Колберт. Lobster Land — 2019
Работы Колберта, получившего степень магистра философии в университете Сент-Эндрюса, завоевали признание в музеях и галереях по всему миру благодаря энергичному и освежающему подходу к живописи и поп-теории. Вдохновляясь поп-артистами прошлых лет, такими как Ричард Гамильтон, Рой Лихтенштейн и Джеймс Розенквист, Колберт в своих произведениях объединяет мотивы старинной живописи, теорию современного искусства и повседневные образы массовой современной культуры так, словно они увидены глазами Лобстера — альтер эго художника. Его часто называют «крестным сыном Энди Уорхола».
«New York’s Photo League. 1936−1951: рождение американской фотодокументалистики», выставка, New York’s Photo League. NY PL. [1936−1951: рождение американской фотодокументалистики. каталог выставки — 2016
Каталог фотовыставки «Нью-Йоркская фото-лига. 1936—1951: рождение американской фотодокументалистики» (30 марта—22 мая 2016). В каталоге представлены фотографии, сделанные участниками американского объединения фотографов. Объединение было создано из организации Worker’s Camera League в Нью-Йорке в 1936 году, когда известный впоследствии фотограф и социальный деятель Сид Гроссман решил сместить акцент с пролетарской борьбы на художественную и социальную значимость фотографии. В своих уличных, документальных съемках участники — среди них, кроме Сида Гроссмана, значились Вивиан Черри, Уолтер Розенблюм, Беренис Эббот и многие другие демонстрировали жизнь рабочего класса Нью-Йорка 1930−1950х годов. Благодаря этим фотографиям сегодня у нас есть возможность увидеть Нью-Йорк 80-летней давности, побывать в Гарлеме, Бруклине и Бронксе, практически услышать детские голоса и почувствовать гул большого города. Каталог дополнен краткой вводной справкой куратора выставки Нины Гомиашвили и монографической статьей об истории Фотолиги, написанной Наоми Розенблюм, автором многочисленных изданий, посвященных истории фотографии (в том числе «A World History of Photography», «A History of Women Photographers» и др.) Кроме того, в каталоге опубликованы биографические справки о членах Фотолиги.
Фотолетопись Великой Отечественной войны. 1941−1945 — 2016
Книга «Фотолетопись Великой Отечественной войны. 1941−1945» позволяет реконструировать основные события Великой Отечественной — от битвы за Москву до водружения Красного знамени над рейхстагом и Нюрнбергского процесса. Издание не может вместить в себя миллионы кадров сотен военных фотокорреспондентов, которые работали на всех фронтах. Кому-то удалось пройти всю войну от Москвы до Берлина, кто-то вернулся с тяжелыми ранениями, многие погибли. Но все они знали, что их снимки — «визуальное оружие» — помогают сражаться на фронте и работать в тылу. Все они верили в то, что будущие поколения, глядя на эти фотографии, сделают все для того, чтобы трагедия Второй мировой войны, в которой наша страна понесла самые большие потери и в которой она победила, освободив мир от нацизма, не повторилась. Среди тех, кто ушли с фотоаппаратом на фронт, были такие классики отечественной фотографии, как Аркадий Шайхет, Евгений Халдей, Георгий Петрусов, Дмитрий Бальтерманц, Михаил Прехнер, Всеволод Тарасевич, Александр Морозов, Иван Шагин. Сделанные ими фотографии, как знаменитый снимок Д. Бальтерманца «Горе», стали символом войны и предостережением ныне живущим. Памяти всех военных фотокорреспондентов посвящается эта книга.
Россия: XX век в фотографиях, 1941 — 1964. [фотоальбом] — 2014
Интенсивный поиск будущих путей развития человечества невозможен без понимания и осмысления уроков прошлого. История России Х Х века переписывалась сотни раз. Фотография остается одним из самых достоверных материальных свидетельств прошедшей эпохи. Воссоздание фотолетописи Российского государства последнего столетия необходимо для самоидентификации с собственным прошлым…
Fly to Baku, выставка, Fly to Baku. современное искусство Азербайджана. [каталог выставки], 5 — 18 февраля 2013, Мультимедия Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, 16 — 2013
5 февраля 2013 в Мультимедиа Арт музее открылась выставка «Fly to Baku», предоставляющая отличную возможность познакомиться с современным искусством Азербайджана.
Ребекка Хорн. Каталог персональной выставки — 2013
Каталог персональной выставки Ребекки Хорн, прошедшей в Мультимедиа Арт Музее с 15 мая по 14 июля в 2013 году.
«Игорь Шелковский. Постоянство перемен», выставка, Игорь Шелковский. [каталог выставки — 2013
Судьба Игоря Шелковского-художника (р. в 1937 в г. Оренбург) практически всегда оказывается в тени его несомненных и по-настоящему значительных достижений издателя, который в течение без малого 10 лет бескорыстно заботился о том, чтобы западный зритель узнал, что в Советском союзе существует «другое искусство». Благодаря его усилиям художники-нонконформисты получили редкую возможность быть увиденными и замеченными, что впоследствии для многих из них стало решающим обстоятельством в выставочной и творческой судьбе. Сам же Шелковский и его искусство никогда не попадали в центр внимания институций, он продолжал честно делать проекты, показывая отдельные серии, которые становились, скорее, поводом для полета критической мысли, относящей его то к неоконструктивизму, то к неоминимализму или концептуализму. Выставка Игоря Шелковского в МАММ — это попытка разговора «с нуля», возможность для зрителя восстановить и опознать естественные направления его творческого движения, равно удаляя его от всех известных —измов.
Россия: XX век в фотографиях, 1918 — 1940. [фотоальбом] — 2012
Интенсивный поиск будущих путей развития человечества невозможен без понимания и осмысления уроков прошлого. История России Х Х века писалась и переписывалась не один раз. Между тем одним из самых достоверных материальных свидетельств прошедшей эпохи была и остается фотография. Воссоздание фотолетописи Российского государства последнего столетия необходимо для самоидентификации с собственным прошлым, а также для обретения ценностных ориентиров, обращенных в будущее. Задача данного издания — дать возможность непредвзято посмотреть на развитие отечественной истории и пережить ее эмоционально.
«Арте Повера. Произведения из коллекции Кастелло ди Риволи, Турин», выставка, Арте Повера в Москве. произведения из коллекции Кастелло ди Риволи — 2011
Произведения из коллекции Кастелло ди Риволи. Выставка из туринского Музея современного искусства Кастелло ди Риволи — первая в Москве систематическая, составленная из полновесных объектов и инсталляций экспозиция, позволяющая представить, чем же было одно из центральных течений европейского современного искусства. Arte Povera («Бедное искусство»), художественное направление, сложившееся в Италии в конце 1960-х годов (название было предложено в 1967 году критиком Джермано Челантом), возникло как антитеза минимализму и поп-арту. Представлению об американском contemporary art как о рациональном искусстве-производстве участники арте повера, выступавшие как единомышленники Йозефа Бойса и последователи Ива Кляйна, противопоставили искусство как соучастие в бытии — будь то социальная ангажированность или причастность к тайнам мироздания
Мессаже, Аннетт Мессаже — 2010
Каталог приурочен к персональной выставке французской художницы Аннетт Мессаже «Вымыслы, искушения, манипуляции», организованной Мультимедиа Арт Музеем, Москва в рамках Года Франции в России. Альбом включает работы Мессаже, созданные в 1980—2000-е годы: «Химеры», «Мои маленькие портреты», «Мои желания», «История платьев», «Линии руки», «Шкурки», «3 мира», «Спираль любви»… В 1970-е Аннетт Мессаже совершила настоящую гендерную революцию в современном искусстве, став первой женщиной-художницей, равной по значимости своим коллегам-мужчинам. Отличительные темы ее творчества — вопросы сексуального и физического насилия, дети, куклы, искажения и фрагментации тела, сказки, одержимость внешним видом. При этом она часто использует чисто «женские» материалы и техники — коллажи и объекты из искусственного меха, кусочков ткани, ниток и старых мягких игрушек. В 2004 году на выставке в парижском монастыре Кордельеров Мессаже представила инсталляцию «На-ветру», для которой впервые использовала новый материал — черную шелковую ткань-вуаль. Под этим колышущимся покровом художница метафорически «спрятала» свой мир, полный разнообразными вещами и символами. В каталог вошла статья Катрин Гренье и интервью Мессаже журналу Артхроника 2009 года.
Флюксус: Поживем — увидим—. Каталог выставки — 2010
«Флюксус: поживем — увидим…» — первая российская выставка, посвященная движению «Флюксус» — сообществу художников, участвовавших в коллективных акциях, и вместе с тем — особенному отношению к искусству. Выросшие из дадаизма, они стали предтечей концептуального искусства. Суть «Флюксус» — в стремлении соединить искусство и жизнь, — идея, вдохновлявшая еще группу ЛЕФ. ЛЕФ предлагал заменить картины афишами, театр —демонстрациями, скульптуру — предметами быта. «Флюксус», в свою очередь, предлагает отменить искусство, растворив его канонические формы в практике «интермедиа», частично освобождаясь от объекта в пользу воспевания тела и всего преходящего. Эрик Сати, Марсель Дюшан, Джон Кейдж — центральные фигуры движения — призывали художников «Флюксус» к использованию материала из жизни — реди-мейда, — к отказу от собственной индивидуальности ради возвращения поэзии в жизнь.
Фабрис Ибер — 2010
Книга приурочена к персональной выставке французского художника Фабриса Ибера «Бессмертия», организованной Мультимедиа Арт Музеем, Москва в рамках года Франции в России. Ибер — одна из ключевых фигур французского современного искусства, художник-парадоксалист, обладатель высшей награды Венецианской Биеннале 1997 года, прославился своими «прототипами объектов в действии» (ПОДами), — это квадратный мяч, человек из фруктов, весы с тремя чашами, двусторонние машины и плавучие острова… В каталоге собраны фотографии объектов, рисунки и эскизы, а также тексты, объясняющие и интерпретирующие работы художника. Математик по образованию, Фабрис Ибер склонен дополнять развлекательными сюжетами теоретическую базу и научные гипотезы.
AES+F Group, AES+F. «le vert paradis …». [a catalogue of the Exhibition of the Group AES+F, Passage de Retz, Paris, november 2007-january 2008, Macro Future, Rome, february 2008-April 2008 — 2007
Группа AES существует с 1987 года. С 1995 года художники стали сотрудничать с фотографом Владимиром Фридкесом и объединились в группу AES+F. На сегодняшний день они одни из самых ярких современных российских художников, чей видеопроект «Последнее восстание» был представлен в Российском павильоне на 52-й Биеннале современного искусства в Венеции. В 2007 году AES+F — участники Стамбульской биеннале, их ретроспектива проходит в Русском музее в Санкт-Петербурге. Выставка «Рай безгорестный…» группы AES+F объединяет проекты, выполненные художниками в последние десять лет (1997−2007), посвященные проблеме детства и отрочества в современном обществе и современной культуре. Дети всегда являются главным фактором человеческих надежд; каждая цивилизация создает свою мифологию детства, и в то же время дети и подростки — увеличивающее зеркало общества. Группе AES+F свойственна жесткая постановка философских, экзистенциальных и социальных вопросов, предельная артикуляция художественного концепта, имеющего ярко выраженную профетическую направленность. Каждый их новый проект, будь то «Подозреваемые» (1997) или «Action Half Life» (2003), — своеобразная провокация, побуждающая к кардинальному пересмотру наших привычных представлений о добре и зле, грехе и невинности, добродетели и пороке.
Пьер и Жиль. [каталог выставки — 2007 (Альманах. Русский музей. Вып. 166)
Пьер и Жиль (Pierre et Gilles) — знаменитый французский творческий союз. Они фотографы и художники, актеры и режиссеры, стилисты и имиджмейкеры. Стиль «пьер-и-жиль» — узнаваемый и актуальный, театральный, наивный и радикальный одновременно. Это уже практически бренд, направление в искусстве. Как по волшебству, Пьер и Жиль превращают реальность в удивительно яркие и законченные образы. Они делают в высшей степени стилизованные фотографии, сами создают декорации и костюмы для фотосессий, сами занимаются ретушью. Они известны именно благодаря своим работам, сочетающим фотографию и художественную ретушь, которые они создают с момента их первой встречи.
Первов Г., Георгий Первов. пространство города. [фотоальбом — 2004
Челант Д., Роберт Мэпплторп и классическая традиция: фотографии и гравюры маньеризма. [кат. выставки, Санкт-Петербург, 8 дек. 2004 — 16 янв. 2005; М., 21 янв. — 10 марта 2005 ] — 2004
Несмотря на расстояние в тысячи километров и дистанцию в четыреста лет, фотографии американского художника Роберта Мэпплторпа и гравюры европейских маньеристов обнаруживают поразительные параллели как по форме, так и по содержанию. Мэпплторпа и маньеризм связывает эффектная скульптурная эстетика обнаженной натуры с ее красотой, обладающей взрывной энергией. Выставка «Роберт Мэпплторп и классическая традиция», открытие которой состоялось в Дойче Гуггенхайме, ставит своей целью привлечь внимание широкой публики к этим параллелям. После чрезвычайно успешного показа в Берлине и благодаря совместным усилиям Ольги Свибловой и Михаила Пиотровского эту выставку теперь можно будет увидеть в Санкт-Петербурге и Москве. Она, таким образом, приходит на родину одного из своих духовных отцов. Будучи совместным американо-европейский проектом, выставка стала возможной прежде всего благодаря усилиям двух ученых — Аркадия Ипполитова, куратора итальянской графики Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург, и Джермано Челанта, старшего куратора современного искусства Музея Гуггенхайма, Нью-Йорк. И вот теперь великолепные фотографии Роберта Мэпплторпа из нью-йоркской коллекции соседствуют с изящными маньеристскими гравюрами из легендарного российского собрания.