00:00/01:00

Государственный центр современного искусства — это музейно-выставочная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие и интеграцию современного российского искусства в международный контекст. ГЦСИ появилось в 1992 году под указом Министерства культуры и на сегодняшний день имеет филиалы во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Томске, Самаре, Саратове.

С 2020 года сеть филиалов ГЦСИ вошла в состав Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В арсенале филиала: выставки современного искусства; образовательные программы, перформансы и междисциплинарные проекты; резиденции и мастерские художников; а также в филиале ГЦСИ Екатеринбурга крупнейшие проекты — Уральская индустриальная биеннале современного искусства и «Бажов-Фест».

Количество изданий в фонде: 36
НеМосква на за горами. [каталог выставки] — 2020
За последние тридцать лет многие регионы Российской Федерации, каждый в своем собственном темпе, стали свидетелями совершеннолетия и утверждения современных художественных практик — в некоторых случаях даже рождения. Самоидентификация, самообразование и самоорганизация, разрыв с традицией и изучение локальных неконформных практик прошлого, а также интеграция в международный дискурс — вот те траектории, по которым двигались люди, развивающие современное искусство. Сегодня дихотомия центр/периферия ощущается как анахронизм. Мы перестали смотреть на один единый центр как на пульсирующее сердце всего. Каждый художник является центром независимо от того, где он живет.
Каталог выставки номинантов премии «Инновация-2019» — 2019
«Инновация-2019» пройдет в нижегородском ГЦСИ «Арсенал» 30 июня-25 августа. Об этом сообщает пресс-служба центра. В пресс-службе отметили, что выставка номинантов премии «Инновация-2019"-первой и наиболее авторитетной российской награды в области современного искусства-подготовлена командой Арсенала в соавторстве с молодыми нижегородскими художниками и архитекторами. Эта выставка и церемония награждения впервые за 14 лет проходят не в Москве, а в Нижнем Новгороде
TECHNE x vtol. интерфейс происходящего. [каталог выставки] — 2019
«Интерфейс происходящего» — первая масштабная выставка художника Дмитрия Морозова, охватывающая десять лет его деятельности. Это не обычное собрание работ, а специальным образом сконструированное концептуальное пространство — тотальная инсталляция, элементами которой станут «нефункциональные» аппараты, машины, чьи действия подчинены собственной, «взломанной» логике. На выставке «Интерфейс происходящего» будут показаны как уже известные российскому и зарубежному зрителю работы vtol, так и его новые произведения, впервые представленные в столь полном объеме. Параллельная программа выставки будет включать лекции, мастер-классы, звуковые и музыкальные перформансы. Также пройдет специальная презентация одной из классических для российского технологического искусства работ — «Электронного художника» Булата Галеева, восстановленного командой казанского НИИ «Прометей» в рамках программы реставрации платформы TECHNE.
[Т. 1]. Удел человеческий — 2018
Проекты Виктора Мизиано — по-прежнему самое интересное, что случается в отечественном искусстве. Конечно, не хочется переполнять текст эпитетами превосходной степени, но он действительно является главным куратором в отечественном искусстве. Именно он три года назад затеял долгосрочный проект на независимых выставочных и музейных площадках о том, что значит сегодня быть человеком. В прошлых сериях были размышления о познании, любви и памяти, сейчас на площадке Еврейского музея — рефлексия на темы мест, миграции и культурной идентичности. Работы современных художников — от Аслана Гайсумова до Хаима Сокола — будут встроены в пространство основной экспозиции Еврейского музея. Как всегда, предполагается большая публичная программа
Каталог выставки номинантов премии «Инновация-2018» — 2018
Инновация" — первая и наиболее авторитетная российская награда в области современного искусства. Она была учреждена в 2005 году. В 2018 году премия будет вручена видным деятелям культуры в тринадцатый раз. Проект проводится Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) в составе РОСИЗО при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Премия «Инновация» присуждается за проекты, реализованные в 2017 году на территории Российской Федерации, в семи конкурсных номинациях: «Проект года», «Куратор года», «Художник года», «Региональный проект», «Новая генерация», «Образовательный проект» и «Книга года: теория и история современного искусства». Вне конкурса присуждаются две специальных премии — «За вклад в развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства России»
Государственный центр современного искусства, Инновация. XI ежегодный Всероссийский конкурс на присуждение премии в области современного визуального искусства: номинанты конкурса 2015 — 2016
Цель конкурса — стимулирование и поддержкка деятелей культуры, работающих в области современного искусства, а также выявление основных достижений и привлечение внимания широкой общественности к основным процессам в отечественном актуальном искусстве
Опыт свободы: Творческое объединение Эрмитаж 1986−1988 — 2016
Объединение «Эрмитаж» — одно из самых значительных формирований Москвы в годы перестройки — было сформировано в 1986 году и стало началом создания Государственного центра современного искусства России. Весной 1987 года у Объединения появился собственный адрес: улица Профсоюзная, 100. Здесь получили возможность представлять свои работы знаменитые художники — Илья Кабаков, Эрик Булатов, Игорь Шелковский, Эрнст Неизвестный, Оскар Рабин, ьи произведения составили первые коллекции радикального российского искусства в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства и ряде европейских музеев
Государственный центр современного искусства, Инновация. X ежегодный Всероссийский конкурс на присуждение премии в области современного визуального искусства: номинанты конкурса 2014 — 2015
Цель конкурса — стимулирование и поддержкка деятелей культуры, работающих в области современного искусства, а также выявление основных достижений и привлечение внимания широкой общественности к основным процессам в отечественном актуальном искусстве
Абубакиров Э. Б.,. Ниже Нижнего Кн. 2 — 2014
Другая столица. Современное искусство Санкт-Петербурга сегодня. каталог выставки — 2014
Идея проекта «Другая столица» — показать пульсацию сегодняшнего петербургского искусства, которая выражает себя в многообразии различных художественных объединений и групп. С начала ХХ века Санкт-Петербург служит своеобразной лабораторией искусства, где по-прежнему жив модернистский импульс, так как в городе удивительно долго сохранялись авангардные художественные школы. И как столетие назад, сегодня в петербургском искусстве нет магистральных линий развития, отсутствует понятие «мейнстрима» и «топовых фигур», подаренных нам арт-рынком. Практическое отсутствие в Санкт-Петербурге системы галерей и коммерческого оборота искусства привело к тому, что здесь гораздо сильнее, нежели в Москве, ощутимо влияние такого феномена, как «художественное сообщество» — с выстроенной системой оценочных категорий и эстетических предпочтений. Художники занимают обособленную позицию, сосредоточившись на формальных экспериментах, на своих приватных историях, которыми делятся с определенным кругом единомышленников и друзей. Они собираются вместе в своих мастерских, карта которых могла бы стать планом «другой столицы», если перевести разговор с социально-политических реалий в область культуры и искусства. В каталоге выставки представлено творчество 68 петербургских художников. Издание содержит тексты кураторов и художников-участников выставки, которые представляют разнообразные точки зрения на современный арт-процесс в Другой Столице. Это самое крупное справочно-художественное издание по современному искусству Санкт-Петербурга за последние 15 лет
«Московский концептуализм. Начало», выставка, Московский концептуализм. Начало. каталог выставки, 28 сентября — 2 декабря 2012 года, Нижний Новгород — 2014
Уникальное издание, впервые в России и в мире представляющее фундаментальный корпус искусства московского концептуализма как золотой фонд современной художественной практики. В ней представлено более 150 произведений двадцати московских художников и групп, среди которых Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Комар и Меламид, Инспекция Медицинская герменевтика и многие другие
Михаил Чернышов. Работы 1981−1993 годов из коллекции Н. А. Чернышовой. [каталог] — 2013
Ёлка Вальтера Беньямина. каталог выставки — 2012
25 декабря 2012 в ГЦСИ «Арсенал» прошло открытие выставки-инсталляции «Ёлка Вальтера Беньямина». Проект посвящен уникальному культурному герою—немецкому философу Вальтеру Беньямину, чье творчество в первой половине ХХ века заложило основы теории искусства эпохи новых медиа…
Государственный центр современного искусства, Инновация. VI ежегодный Всероссийский конкурс на присуждение премии в области современного визуального искусства: номинанты конкурса 2010 — 2011
Цель конкурса — стимулирование и поддержкка деятелей культуры, работающих в области современного искусства, а также выявление основных достижений и привлечение внимания широкой общественности к основным процессам в отечественном актуальном искусстве
Пригов: точка сборки. В рамках III Фестиваля современного искусства им. Д. А. Пригова, 2010 — 2011
Каталог выставки ГЦСИ современных художников в рамках III Фестиваля современного искусства им. Д. А. Пригова, на которой были представлены работы, посвящённые памяти мастера
Улица как музей — музей как улица — 2011
Первый вернисаж прошел 11 мая в Самаре взял старт II Международный фестиваль современного искусства, которое в различных своих ипостасях будет демонстрироваться в нашем городе вплоть до конца июля. Как следует из названия — «Улица как музей — музей как улица» — фестиваль не будет ограничен пространственными рамками музейных интерьеров. Его акции будут проходить также за их пределами — на просторах самарских улиц. А если конкретно, то в продолжение фестиваля предполагается одновременное экспонирование произведений в выставочных залах и на остановках общественного транспорта.
Государственный центр современного искусства, Инновация. V ежегодный Всероссийский конкурс на присуждение премии в области современного визуального искусства: номинанты конкурса 2009 — 2010
Цель конкурса — стимулирование и поддержкка деятелей культуры, работающих в области современного искусства, а также выявление основных достижений и привлечение внимания широкой общественности к основным процессам в отечественном актуальном искусстве
Пацюков В., Из коллекции Германа Титова — 2010
Как и любое частное собрание, коллекция Титова отражает вкус собирателя. Здесь есть и классики нонконформизма, и салон, и числящийся еще в молодых художниках Андрей Кузькин. Но классиков все же больше: Илья Кабаков, Константин Звездочетов, Вагрич Бахчанян, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Андрей Монастырский и другие
Новая серьезность / Интересная вещь. [каталог выставки, 7 декабря 2010 — 23 января 2011 / Министерство культуры Российской Федерации, Государственный центр современного искусства — 2010
Русское арт-зарубежье. Вторая половина XX — начало XXI века. [исследования, интервью, биографии] — 2010
Сборник является итогом исследовательского проекта, осуществляемого с 2008 года при поддержке Фонда Владимира Потанина. Результатом проделанной работы стало наиболее полное на сегодняшний день собрание сведений о масштабном культурном явлении, затронувшем значительную часть представителей современного русского искусства. В первой части сборника опубликованы тексты двадцати российских и зарубежных авторов. Вторая часть включает интервью с сорока художниками, посвящённые различным аспектам интеграции в зарубежную арт-систему. Третья часть представляет собой краткий биографический словарь, в который включено 340 имен художников и искусствоведов. Завершает сборник хронология эмиграции и миграции с 1958 по 2007 годы