00:00/01:00

Галерея XL — основана в 1993 году искусствоведом Еленой Селиной и её мужем Сергеем Хрипуном. Одна из самых известных и влиятельных галерей современного искусства в России, представляющих таких художников как: Алексей Булдаков, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Константин Звездочётов, Ирина Корина, Олег Кулик, Игорь Макаревич, Владислав Мамышев-Монро и других.

Первоначально галерея располагалась в однокомнатной квартире жилого дома в Уланском переулке, позже сменила ещё два адреса. По словам Елены Селиной, XL Галерея являлась «галереей быстрого реагирования» и показывала «художников, про которых не известно, возьмут ли их в музей». В 2007 году галерея переехала на «Винзавод».


Количество изданий в фонде: 14
Александра Дементьева. 10 инсталляций — 2017
Остановка «ДК ЗИП». каталог — 2017
Настоящее издание приурочено к выставке «Остановка «ДК ЗИП» прошедшей с 20 марта по 1 мая 2017 г. в Московском музее современного искусства. Арт-группировка «ЗИП» — российская художественная группа, созданная в 2009 году в Краснодаре. В группу входят художники Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, братья Василий и Степан Субботины. Группировка ЗИП является основателем Краснодарского института современного искусства (КИСИ), независимого фестиваля уличного искусства «МОЖЕТ», арт-резиденции «Пятихатки» и со-основателем Краснодарского центра современного искусства «Типография». Название группы — аббревиатура Краснодарского завода измерительных приборов (ЗИП), где с 2009 года располагалась мастерская художников. В 2013 году группировка ЗИП и активисты КИСИ (Юлия Капустян, Татьяна Стадничено, Виктор Линский) получили премию «Инновация» в номинации «Региональный проект современного искусства» за отчётную выставку «Краснодар: линия на плоскости. История КИСИ» (проект был показан в ЦТИ «Фабрика»).
—Синий суп—. XXI — 2016
В 1996 году выпускники Московского архитектурного института Даниил Лебедев, Валерий Патконен и Алексей Добров создали группу «Синий суп». В 2002 году к ним присоединился Александр Лобанов, а с 2010 года художники вновь работают втроём — уже без Патконена. Выставка позволяет соприкоснуться с многомерной деятельностью творческого сообщества и понять, какие проблемы волнуют этих художников-экспериментаторов.
«90-е», выставка, 90-е. [каталог выставки] — 2015
Выпуск каталога «90-е» был приурочен к открытию в Екатеринбурге 25 ноября 2015 года Ельцин-центра и показанной в нем выставки, посвященной российскому искусству девяностых годов ХХ века. Каталог выставки произведений из частных собраний представляет события общественной и художественной жизни России 1990—1999 годов, содержит статьи Татьяны Юмашевой, Елены Селиной, Андрея Ковалева и репродукции работ Юрия Альберта, Владислава Ефимова, Вадима Захарова, Олега Кулика, Игоря Макаревича, Игоря Мухина, Владимира Фридкеса, Аристарха Чернышева и многих других художников.
Аня Жёлудь. «Последняя выставка». каталог — 2012
Формулы вещей, идеальные образы мебели, одежды, металлоконструкций за вычетом всего лишнего Желудь демонстрирует просто, технологично, неэмоционально. Не вписывающаяся и не желающая вписываться ни в «сложившиеся обстоятельства», ни в призрачные реалии отечественного художественного рынка, который то ли есть, то ли нет, она то ставит лабораторный опыт по внедрению актуального искусства в масс-маркет ярмарки «Арт-Манеж» — не жалея денег, выкупает пространство, на котором собирается не торговать, а демонстрировать среди живописи, графики свое железо, то публично раздает картины.
Звездочётов К., Первый русский каталог — 2009
Каталог персональной выставки «Не выдержал!» в рамках программы «Москва актуальная». Место проведения: Московский музей современного искусства, 18.12.2009 — 17.01.2010.
Корина И., Инсталляции — 2009
Ирина Валерьевна Корина — российская художница, дважды лауреат российской ежегодной профессиональной премии в области современного искусства «Соратник», лауреат государственной премии в области современного искусства «Инновация»
Борис Орлов. Воинство земное и воинство небесное. Евгений Барабанов. Парад героев. [каталог выставки] — 2008
Борис Орлов. Воинство земное и воинство небесное. [каталог выставки] — 2008
Бориса Орлова обычно рассматривают в контексте так называемого соц-арта, вписывая его творчество в жесткие рамки только этого направления. Искусство любого художника — тем более, если речь идет о таком крупном мастере, как Борис Орлов — всегда шире и объемнее заданных рамок. Задача программы «Москва Актуальная» — освобождение творчества художников от критических штампов и поверхностных интерпретаций. Зачастую показ художника в максимальном объеме — от ранних произведений до зрелого мастерства — абсолютно переставляет привычные акценты. Объемная выставка «прочищает» критические мозги и открывает новые горизонты для анализа. В этом контексте выставка Бориса Орлова «Воинство земное и воинство небесное» — одна из наиболее показательных. Борис Орлов — один из самых «мужественных» московских классиков. Когда рассуждают о творчестве этого художника только в «узких» рамках соц-арта, как-то забывают о том, что Борис Орлов — один из немногих профессиональных скульпторов на московской художественной сцене. И если уж говорить о направлениях в творчестве этого мастера, то нельзя не заметить, что его на протяжении всей жизни в искусстве интересуют практически все великие «имперские» стили: античность, классицизм, великолепное барокко, русский авангард. В этой связи — почему бы не социалистический пафос? Он никогда не критикует, не хихикает или веселится — скорее исследует, ищет нечто общее между эпохами больших стилей. Его ирония крепко связана с пластикой, в ряде случаев является логическим выводом из пластических контаминаций
The XL Files. [каталог первых 15 лет деятельности XL Галереи 1993—2008] — 2008
Отчёт о первых пятнадцати годах работы галереи XL содержит фотографии и даты основых экспозиций.
Criti/Pop. Electroboutique, Ефимов, Чернышев, Шульгин. [каталог выставки — 2008
«Очередная выставка из цикла „Москва Актуальная“ объединяет троих художников, которые в разное время сотрудничали друг с другом или работали по отдельности. Владислав Ефимов, Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин, чьи работы есть в коллекции Московского музея современного искусства, занимают совершенно особое место на российской художественной сцене — они, пожалуй, единственные, кто давно и всерьез занимается интерактивным искусством. В их остроумных инсталляциях и объектах задействованы современные технологии коммуникации, которые стирают границы между автором и зрителем. Даже тележка из супермаркета может стать произведением искусства, не говоря уже о компьютерах и телевизорах. Выставка „Крити-Поп“ — необычная. С одной стороны, она, конечно же, должна развлечь посетителя, ведь невозможно не включиться в предлагаемую художниками электронную игру. С другой стороны, в этих любопытных предметах заложены вполне серьезные темы для размышлений — от новой эстетики цифрового искусства до повсеместного господства коммерческого сознания. Мы надеемся, что этот проект будет интересен всем, потому что это свежий и острый критический взгляд на сегодняшнюю жизнь».Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства.
Александра Дементьева. Работы 2000−2007 — 2007
Dream team XL — 2005
Безумный двойник. Выставка смешного искусства — 2000
«Безумный двойник. Выставка смешного искусства» — международный проект куратора Андрея Ерофеева и двух его французских коллег — Жан-Ива Жуанне и Димитрия Константинидиса. Выставка проводилась под лозунгом «Идиотия как современная стратегия» и представляла собой, по сути, международную коллекцию «запрещённого искусства». Выставка открылась в 1999 году в Москве и после этого отправилась в провинцию. Во всех городах турне её встречали организованные протестные кампании и только в Екатеринбурге «Безумный двойник» не был подвернут цензуре.