00:00/01:00

Московский музей современного искусства был открыт в 1999 году президентом Российской государственной Академии художеств Зурабом Церетели.

Его личная коллекция, состоявшая из более чем 2000 работ известных художников XX века, положила начало музейному собранию. Позднее фонды музея значительно пополнились и сегодня представляют основные этапы развития авангарда.

Большая часть коллекции состоит из произведений российских авторов, однако в экспозиции есть и работы зарубежных художников: графические листы Пабло Пикассо, Фернана Леже, Хуана Миро и Джорджо де Кирико, скульптуры Сальвадора Дали, Армана и Арнальдо Помодоро, живопись Анри Руссо и Франсуазы Жило, инсталляции Юкинори Янага.

Музей располагается на пяти площадках в историческом центре Москвы, с зимы 2018 года к музею присоединилась площадка в Перово — Музей Вадима Сидура.

Количество изданий в фонде: 81
Ирина Петракова. Проявляется исчезновением. [каталог выставки] — 2021
В двух залах ММОМА на Петровке расположится сольная выставка экспериментальной художницы Ирины Петраковой, исследующей вопросы тела и идентичности внутри меняющихся сред и пространств, которые сегодня серьезно резонируют в связи с постоянным онлайн-опытом в ходе пандемии. Однако если в первом зале будут собраны вполне предметные работы, от созданных за последние пять лет графики и вышивки до видео и скульптуры, то стены второго зала будут покрываться рисунками Петраковой уже в ходе работы выставки (с видеотрансляцией процесса, естественно).
Неизвестный Берлин. Май 1945 года — 2020
Еврейский музей и центр толерантности представляет онлайн выставку «Неизвестный Берлин. Май 1945 года», приуроченную к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В экспозиции будут представлены более 80 ранее не публиковавшихся работ фронтовых фотографов — Ильи Аронс и Валерия Гинзбурга. Илья Аронс и Валерий Гинзбург увидели Берлин в мае 45-го. Это два очень разных взгляда. Один — опытного фронтового оператора, хорошо понимавшего, что именно он снимает. И другой — студента-вгиковца, который вскоре станет гениальным оператором, но пока фиксирует мгновения и атмосферу тех незабываемых дней. Весной 1945 года вместе с Советской армией они — фронтовые операторы — вошли в Берлин и запечатлели Победу.
Да, здравствует куратор! Диалог искусств —04 — 2020
«Диалог искусств» — это журнал для тех, кто любит и интересуется искусством. И не только изобразительным. Кино, театр, музыка, мода, психология, философия — мы стараемся не упускать актуальные события из своего поля зрения. Но прежде всего мы сосредотачиваем внимание на тех явлениях современного культурного процесса, для которых характерно взаимодействие и взаимопроникновение разных видов искусств, а также искусства и науки, искусства и жизни. Особенность сегодняшнего мира — деление культуры на множество кластеров. Журнал пытается преодолеть эту сингулярность и воссоздать единое поле культуры. Журнал «Диалог искусств» освещает актуальную картину российского художественного процесса и занимает особую нишу среди немногочисленных профессиональных изданий, посвященных современному искусству.
Новый миф. Диалог искусств —01 — 2020
«Диалог искусств» — это журнал для тех, кто любит и интересуется искусством. И не только изобразительным. Кино, театр, музыка, мода, психология, философия — мы стараемся не упускать актуальные события из своего поля зрения. Но прежде всего мы сосредотачиваем внимание на тех явлениях современного культурного процесса, для которых характерно взаимодействие и взаимопроникновение разных видов искусств, а также искусства и науки, искусства и жизни. Особенность сегодняшнего мира — деление культуры на множество кластеров. Журнал пытается преодолеть эту сингулярность и воссоздать единое поле культуры. Журнал «Диалог искусств» освещает актуальную картину российского художественного процесса и занимает особую нишу среди немногочисленных профессиональных изданий, посвященных современному искусству.
По краям. Диалог искусств —02 — 2020
«Диалог искусств» — это журнал для тех, кто любит и интересуется искусством. И не только изобразительным. Кино, театр, музыка, мода, психология, философия — мы стараемся не упускать актуальные события из своего поля зрения. Но прежде всего мы сосредотачиваем внимание на тех явлениях современного культурного процесса, для которых характерно взаимодействие и взаимопроникновение разных видов искусств, а также искусства и науки, искусства и жизни. Особенность сегодняшнего мира — деление культуры на множество кластеров. Журнал пытается преодолеть эту сингулярность и воссоздать единое поле культуры. Журнал «Диалог искусств» освещает актуальную картину российского художественного процесса и занимает особую нишу среди немногочисленных профессиональных изданий, посвященных современному искусству.
Постпост-мета-нео. Диалог искусств —02 — 2019
«Диалог искусств» — это журнал для тех, кто любит и интересуется искусством. И не только изобразительным. Кино, театр, музыка, мода, психология, философия — мы стараемся не упускать актуальные события из своего поля зрения. Но прежде всего мы сосредотачиваем внимание на тех явлениях современного культурного процесса, для которых характерно взаимодействие и взаимопроникновение разных видов искусств, а также искусства и науки, искусства и жизни. Особенность сегодняшнего мира — деление культуры на множество кластеров. Журнал пытается преодолеть эту сингулярность и воссоздать единое поле культуры. Журнал «Диалог искусств» освещает актуальную картину российского художественного процесса и занимает особую нишу среди немногочисленных профессиональных изданий, посвященных современному искусству.
Эмоциональное возгорание. Диалог искусств —05 — 2019
«Диалог искусств» — это журнал для тех, кто любит и интересуется искусством. И не только изобразительным. Кино, театр, музыка, мода, психология, философия — мы стараемся не упускать актуальные события из своего поля зрения. Но прежде всего мы сосредотачиваем внимание на тех явлениях современного культурного процесса, для которых характерно взаимодействие и взаимопроникновение разных видов искусств, а также искусства и науки, искусства и жизни. Особенность сегодняшнего мира — деление культуры на множество кластеров. Журнал пытается преодолеть эту сингулярность и воссоздать единое поле культуры. Журнал «Диалог искусств» освещает актуальную картину российского художественного процесса и занимает особую нишу среди немногочисленных профессиональных изданий, посвященных современному искусству.
Куда все катится. Диалог искусств —01 — 2019
«Диалог искусств» — это журнал для тех, кто любит и интересуется искусством. И не только изобразительным. Кино, театр, музыка, мода, психология, философия — мы стараемся не упускать актуальные события из своего поля зрения. Но прежде всего мы сосредотачиваем внимание на тех явлениях современного культурного процесса, для которых характерно взаимодействие и взаимопроникновение разных видов искусств, а также искусства и науки, искусства и жизни. Особенность сегодняшнего мира — деление культуры на множество кластеров. Журнал пытается преодолеть эту сингулярность и воссоздать единое поле культуры. Журнал «Диалог искусств» освещает актуальную картину российского художественного процесса и занимает особую нишу среди немногочисленных профессиональных изданий, посвященных современному искусству.
За объект. Диалог искусств —03 — 2019
«Диалог искусств» — это журнал для тех, кто любит и интересуется искусством. И не только изобразительным. Кино, театр, музыка, мода, психология, философия — мы стараемся не упускать актуальные события из своего поля зрения. Но прежде всего мы сосредотачиваем внимание на тех явлениях современного культурного процесса, для которых характерно взаимодействие и взаимопроникновение разных видов искусств, а также искусства и науки, искусства и жизни. Особенность сегодняшнего мира — деление культуры на множество кластеров. Журнал пытается преодолеть эту сингулярность и воссоздать единое поле культуры. Журнал «Диалог искусств» освещает актуальную картину российского художественного процесса и занимает особую нишу среди немногочисленных профессиональных изданий, посвященных современному искусству.
«Самая счастливая осень. Проект к 30-летию Музея Вадима Сидура», выставка, Самая счастливая осень. проект к 30-летию Музея Вадима Сидура. [каталог выставки, 15 ноября 2019 — 19 января 2020 — 2019 (Издательская программа Московского музея современного искусства)
Издание приурочено к выставке «Самая счастливая осень. Проект к 30-летию Музея Вадима Сидура». В центре проекта — ключевая для Сидура формула «памятник современному состоянию», давшая название одному из его монументов, фильму, в котором художник выступил соавтором и главным героем, и автобиографическому матероману.
Отдельнов А. Л., Без противогаза не входить! опусы из моей рабочей биографии. [приурочено к выставке Павла Отдельнова «Промзона», 29 января — 10 марта 2019] — 2019
Издание приурочено к выставке Павла Отдельнова «Промзона», 29 января — 10 марта 2019, Московский музей современного искусства, Петровка 25, Москва.
Здесь и сейчас! 1.8.-20.8.2018 современное искусство Москвы — 2018
Издание выпущено к выставке «Здесь и сейчас!», масштабному смотру современного искусства Москвы. Цель проекта «Здесь и сейчас!» — выявить новые художественные тенденции и направления, которые сближают актуальное искусство с жизнью города. «Здесь и сейчас!» соберет более 50 проектов и расширит само понятие «жанра»: театр, кино, инсталляции, sound-art, видео-арт, перформансы, образование, издательская деятельность и множество других форматов объединятся в одном пространстве и времени. Проекты выставки — самые яркие и актуальные примеры инициатив, которые формируют культурный ландшафт мегаполиса.
Sapozhnikov S., Sergey Sapozhnikov. Dance. [this publ. was publ. to accompany the exhibition, May 15 — July 17 2018, Moscow Museum of Modern Art — 2018
В основе издания лежит выставка «Сергей Сапожников. Танец» в Московском музее современного искусства, 2018 года. Альбом
Липшиц Ж., Жак Липшиц (1891−1973). Ретроспектива. [каталог выставки, 27.11.2018 — 03.03.2019 — 2018
Жак Липшиц (1891−1973) пусть и жил во Франции и США, но для России почти родной. Родился он в Российской Империи. Как и его товарищ и тезка, другой представитель «парижской школы» Хаим Сутин (да, Жака тоже звали Хаим). В зрелых экспрессионистских скульптурах Липщица даже есть некоторое сходство с живописью Сутина. Однако известен он как скульптор-кубист, автор человеческих фигур разной степени геометричности.
Маккарри С., Стив МакКарри. Нерассказанная история. [каталог выставки — 2018
Стив МакКарри является культовой фигурой в мире современной фотографии — художественной и репортажной. Говоря о себе, он избегает определений «фотожурналист» и «репортер», предпочитая называть себя «наблюдатель» или «рассказчик». Как и в реальном мире, в его снимках есть место всему: и идиллическим портретам и пейзажам, одинаково пронизанным созерцательностью, ощущением цвета, чувством близости, и жанровые зарисовки с природных катаклизмов и гуманитарных катастроф, вызывающих у зрителя чувство сопричастности.
Московская международная биеннале молодого искусства, Абракадабра — 2018
Московская молодежная биеналле появилась 10 лет назад: из фестиваля, представляющих молодых авторов, она выросла в крупное международное событие. Переход в новый статус произошел не искусственно, а благодаря повышенному вниманию к проекту со стороны молодых художников, критиков и экспертов со всего мира.
Мухин И., Weekend. 2005−2016 — 2017
Книга выдающегося российского фотографа Игоря Мухина посвящена отечественным open air фестивалям. Фотографии, вошедшие в книгу, сделаны автором с период с 2005 по 2016 годы, более чем на двадцати фестивалях, среди которых «Нашествие», «Пустые Холмы», Outline и другие.
Барабанов Е. В., Метагеометрия художника Штейнберга — 2017
Книга Евгения Барабанова «Метагеометрия художника Штейнберга» является продолжением издательского проекта, приуроченного к юбилейной выставке Эдуарда Штейнберга в Московском музее современного искусства «Если в колодце живёт вода…». Барабанов подробно исследует переходы Эдика Штейнберга (как называли мастера его близкие друзья) от одного этапа творчества к другому, называя эти процессы «преобразованиями», «трансформацией». Его изыскания, безусловно, важны как для зрителей, которые только собираются открыть для себя новое имя, так и для профессионалов. Тщательный анализ, Барабанова даёт возможность изучить отправные точки, полюсы формирования пластического языка художника, платоновское и неоплатоническое наследие в геометрии Штейнберга, а также влияние на его работы живописного наследия Малевича и Кандинского. Не менее важна глава книги о труде зрителя, в которой искусствовед предупреждает о важности «видеть невидимое», готовности к парадоксам, отказам от прямолинейной логики привычного.
Штейнберг Э. А., Эдуард Штейнберг. Если в колодце живет вода … [каталог выставки, 6 февраля — 12 марта 2017 — 2017
Настоящее издание рассматривает становление и развитие художественного языка Эдуарда Штейнберга, яркой фигуры неофициального отечественного искусства 1960−1980 годов. Впервые показано графическое наследие художника: в отличие от классических «холста и масла», представляющих искусство в его завершённости, «лёгкие» тушь, перо, карандаш дают возможность проследить за его изменениями. Образ колодца, уходящего своим срубом в пласты истории, в воде которого отражается надежда на будущее, иконографически определяет этап жития художника — встречу, в которой два мира — Небо и Земля — стали едины. Экзистенциальное видение художником мира пропущено через призму вопрошаний почвенничества, где органичное единство мира необходимо определяет его связь с историей и повседневной жизнью страны, воплощённой в символическом образе мест и событий, обретающих для художника особую значимость.
Новые Тупые, товарищество, Товарищество Новые Тупые (1996−2002). [выставка «Товарищество Новые Тупые» является специальным проектом V Московской международной биеннале молодого искусства. каталог выставки, 21 июня — 28 августа 2016 года — 2016
«Выставка петербургского „Товарищества Новые Тупые“ (1996−2002) и сопровождающий её каталог — существенное событие не только для нашего музея и культурного ландшафта Москвы, но и для новейшей истории российского искусства. Группа молодых художников, впервые выступившая двадцать лет назад в культовой галерее „Борей“ — Сергей Спирихин, Владимир Козин, Игорь Панин, Вадим Флягин и другие, — просуществовала всего несколько лет на самом рубеже веков, но за этот период отличилась удивительной энергией и творческой продуктивностью, воплотив в жизнь более семидесяти акций и перформансов. Вдохновляясь в равной мере абсурдистской поэтикой обэриутов и хаотичным романтическим ритмом девяностых, они предложили такую модель художнического поведения, которая смогла удивительно точно отразить турбулентный дух конкретного места и конкретного времени с характерной энергией и обаятельной неловкостью, непереводимостью на язык глобального искусства.»