00:00/01:00

Stella Art Foundation — некоммерческая организация, основанная в ноябре 2003 года по инициативе мецената Стеллы Кесаевой. Фонд организовал и показал более 100 выставочных проектов в области современной культуры и визуального искусства в России и за рубежом. На 54-й, 55-й и 56-й Венецианской биеннале Стелла Кесаева была комиссаром павильона России.

Фонд формирует интернациональную коллекцию современного искусства, в которую входят около 1500 произведений российских и западных художников. Русская часть коллекции состоит из произведений 1970−2000-х годов, принадлежащих в большинстве к московской концептуальной школе (включая линию соц-арта), а также более поздним направлениям, пришедшим ей на смену.

Количество изданий в фонде: 33
Ирина Нахова. Зеленый павильон. [каталог выставки 9 мая — 22 ноября 2015]. Павильон России на 56-й Венецианской биеннале] — [2015]
Мультимедийная инсталляция Ирины Наховой «Зеленый павильон» обращается к темам цвета, архитектуры и исторической памяти. Это первая монографическая выставка женщины-художника за всю историю Павильона России. Куратором экспозиции выступила Маргарита Мастеркова-Тупицына
Дмитрий Булин. Диалог — 2022 (Издательская программа фонда Still Art)
Авторский альбом победителя грантовой программы Фонда Still Art 2021 года Дмитрия Булина был издан параллельно с первой персональной выставкой фотографа, организованной при поддержке Фонда в рамках «Фотобиеннале-2022» в Мультимедиа Арт Музее, Москва. Предисловия к книге написали Елена Карисалова, коллекционер и основательница Фонда Still Art, Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музей, Москва и Андрей Бартенев, художник. Дмитрий Булин окончил режиссерский факультет ВГИКа им. С. А. Герасимова и начал работать в качестве режиссера-постановщика на российских телеканалах. С 2008 года совмещает режиссерскую деятельность с портретными и фэшн-съемками. За это время его портфолио пополнилось серией творческих проектов, вдохновленных произведениями мировой художественной культуры и несколькими рекламными кампаниями. Сам он считает себя «режиссером, который фотографирует». Книга выпущена в рамках издательской программы Фонда Still Art по развитию и поддержке fashion-фотографии в России.
Irina Nakhova: The Green Pavilion. [catalog exhibition]. Russian Pavilion 56th International Art Exhibition — Venice Biennale 2015 — 2015
В павильоне России на 56-й Венецианской биеннале представлен инсталляционный проект Ирины Наховой «Зеленый павильон». Ее творчество стало важным вкладом в развитие московского концептуализма: уже в 70-е годы прошлого столетия (И. Нахова родилась в 1955 году) она привнесла в типичную для него «логоцентрическую» модель зрения свою визуальную энергию и критическую ноту
Метаморфей. [каталог выставки, Москва, 1 декабря 2011 — 29 января 2012]Станционный смотритель. [каталог выставки, Москва, 30 сентября — 29 ноября 2015] — 2015
Stella Art Foundation представляет третью часть проектного «триптиха», который творческое объединение «Купидон» показывает в пространстве Фонда. Первая часть — «Show and tell. Художник и его модель. Омут» — проходила осенью 2009 года. Вторая — «Метаморфей» — с декабря 2011 по февраль 2012 года. Нынешняя, третья и заключительная часть, снова непохожа на предыдущие и демонстрирует неистощимую изобретательность членов объединения Юрия Альберта, Паруйра Давтяна, Виктора Скерсиса и Андрея Филиппова. Stella Art Foundation представляет вторую часть проектного «триптиха», который творческое объединение «Купидон» показывает в пространстве Фонда. Первая часть — «Show and tell. Художник и его модель. Омут» — проходила осенью 2009 года и ее кульминационной частью были работы Андрея Филиппова и Виктора Скерсиса. На сей раз в центре группового проекта «Метаморфей» — творчество Юрия Альберта, последнее время много внимания уделявшего своим снам об искусстве, и, в частности, выпустившего книгу с их подробной записью за несколько лет. «Метаморфей» — краткая выборка его сновидений, анимированная группой в документально-онейроидном духе.
Кирцова А., Три выставки — 2014
«Я очень люблю искусство Алены Кирцовой и могу уверенно сказать, что она входит в число лучших современных российских художников. Появления ее работ каждый раз приходится ждать долго, но иначе и не бывает: настоящий художник вкладывает в произведение всего себя. История сотрудничества Stella Art Foundation и Алены Кирцовой началась в 2006 году проектом „Справочник по цвету“, который был посвящен русскому художнику-новатору Михаилу Матюшину. Проект „Север“, состоявшийся в 2010 году, — во многом автобиографичный. Последний же, „Серая шкала“, — самый минималистический. Концентрированный, наделенный глубокой личной философией, и при этом как-то по-особенному, по-женски нежный и тонкий. Это очень редкое сочетание, сегодня мало кто так глубоко чувствует и так работает». Стелла Кесаева
Russian Artists at the Venice Biennale, 1895—2013 — 2013
In 2014 the Russian Pavilion at the Venice Biennale will celebrate its 100th anniversary. As the anniversary year approaches, Stella Art Foundation with the support of the Banca Intesa is presenting a book dedicated to the history of the Russian Pavilion and of Russian involvement in the Venice Biennale. The book is the first-ever attempt to fully analyse and understand the historical and cultural contribution made by Russian artists to the world—s greatest art event, from 1895 to 2013
Vadim Zakharov. Dana›. [catalog exhibition] — 2013
Vadim Zakharov, an exponent of the Moscow conceptualists, has staged a performance in five acts for the Biennale at the Russian pavilion in the Giardini — curated by Udo Kittelman and under the supervision of commissioner Stella Kesaeva. The starting point and formal 'pretext' for Zakharov—s work is the Greek myth of Dana›, the inspiration behind numerous existing works of art—such as one by Titian painted in 1553 or another by Rembrandt, ainted between 1636 and 1647 and vandalised in 1985 at the Hermitage-revolving around the themes of power and destiny. Nothing could be done by King Acrisius of Argos against the prophesy of his death, the work of his grandson Perseus. He tried to fight against it by locking his daughter Dana› in a bronze tower (or cave) but Zeus visits her in the form of golden rain and impregnates her. Mother and son also survive being abandoned by Acrisius at sea, locked inside a wooden box
Вадим Захаров. Даная. [каталог выставки] — 2013
Проект Вадима Захарова «Даная» представляет Россию на 55-й Международной художественной выставке — Венецианской биеннале. Впервые за долгую историю Павильона инсталляция Вадима Захарова объединила оба этажа здания, построенного знаменитым русским архитектором Алексеем Щусевым и открытым в 1914 году.
Международная художественная выставка, Русские художники на Венецианской биеннале, 1895−2013 — 2013
Книга «Русские художники на Венецианской биеннале. 1895—2013» в подробностях рассказывает о том, из чего складывалась история участия России и СССР в важнейшем художественном форуме планеты.
Андрей Филиппов. Веерное отключение. [каталог выставки, 23 марта — 1 мая 2012] — 2012
Stella Art Foundation представляет выставку Андрея Филиппова, проходящую в рамках второй части проектного «триптиха», который Творческое объединение «Купидон» показывает в пространстве Фонда (первая часть проекта прошла осенью-зимой 2009 года). Каждая из частей такого триптиха включает как выставку группы, так и сольную экспозицию одного из ее участников. На сей раз — Андрея Филиппова. Для своей выставки он создал сумму разнообразных произведений, среди которых центральное место занимают электро-динамические объекты — складывающиеся и разворачивающие веера с изображением небес. За каждым из вееров расположен светящийся диск с изображением руки ангела, держащей свиток: диск открывается взгляду в тот момент, когда веер начинает складываться. Вся инсталляция в целом была названа художником «Веерным отключением».
Пустые зоны. Андрей Монастырский и «Коллективные действия». [каталог выставки в павильоне России на 54-й Венецианской биеннале, 4 июня — 27 ноября 2011] — 2011 (La Biennale di Venezia) (Esposizione Internationale d’Arte: Partecipazione Nazionali)
Инсталляция Андрея Монастырского и группы «Коллективные действия» сделана специально для Павильона России на 54-й Венецианской биеннале.
Котрелев Ф., Двоесловие/Диалог. [выставка] — 2010
1 мая 2010 года в притворе храма св. мученицы Татианы при МГУ открылась выставка «Двоесловие/Диалог», задача которой — помочь развитию диалога между Церковью и современной культурой. В выставке приняли участие Никита Алексеев, Кирилл Асс, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Константин Звездочетов, Андрей Филиппов, Гор Чахал. Неслучайно выставка проходит не в самом храме, а в притворе — помещении перед храмом — «пограничной территории между церковью и миром», по слову настоятеля о. Максима Козлова.Работы выбирали православное и художественное сообщество, не были включены излишне эпатажные работы. Отсутствие агрессивных произведений отметил и присутствовавший на выставке председатель Синодального отдела по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов)
Гутов Д., Портреты композиторов — 2010
Новый проект художника посвящен великим композиторам и состоит из живописных и скульптурных произведений. Среди изображенных Клаудио Монтеверди (1567−1643) и Сергей Прокофьев (1891−1953), Вольфганг Амадей Моцарт (1756−1791) и Игорь Стравинский (1882−1971), Густав Малер (1860−1911) и Галина Уствольская (1919−2006), Ференц Лист (1811−1886) и Рихард Вагнер (1813−1882). В основе каждого из портретов (будь то скульптурное или живописное изображение) лежит рисунок, каллиграфическая линия. Движение руки художника не только создает диаграмму личности того или иного великого композитора, но и фиксирует спектр реакций Гутова — слушателя музыки.
CONTREPOINT. L’art contemporain russe, de l’icone a l’avant — garde en passant par le muss`e — 2010
Каталог подготовлен к выставке «Контрапункт. Современное русское искусство: от иконы к авангарду через музей», которая была представлена в Лувре (Париж) с 14 октября 2010 по 31 января 2011 г.
Orlov B., Parcours der Helden — 2010
Борис Орлов (родился в Подмосковье в 1941 году) считается классиком Соц-Арта. Соц-Арт — художественное направление, зародившееся в Советском Союзе в начале 1970-х годов. Однако, в отличие от американского поп — арта, использовались не клише повседневной жизни и потребления, а скорее политические символы как часть повседневной жизни в социалистической системе сталинско — брежневской эпохи. Одно из главных интересов Бориса Орлова — миф о герое. Представление о герое, то есть о человеке с особенно выдающимися способностями или характеристиками, который тем самым стремится к необычным и выдающимся достижениям, происходит от древнего героя.
Аня Жёлудь. Свидетели — 2010
Каталог подготовлен к выставке «Аня Жёлудь. Свидетели» МКДЦ «Дом Москвы в Софии» 25 — 29 августа 2010
Илья и Эмилия Кабаковы. Святой Франциск Ассизский Оливье Мессиана — 2010
Stella Art Foundation представляет документальный проект, рассказывающий о создании сценографии к опере Оливье Мессиана известными московским концептуалистами. Последняя тотальная инсталляция Кабаковых была представлена в Бохуме в сентябре 2003 года в рамках Ruhrtriennale. На выставке в галерее Stella Art представлен макет декорации, созданный Ильей и Эмилией Кабаковыми. Также в экспозиции представлен фильм, снятый на премьере оперы и фотодокументация работы художников над костюмами и декорациями.
Вагрич Бахчанян, Юрий Павлов-Русяев, Марк Шатуновский. Заблудившаяся война-2: собиратели плодов — 2010
Выставочный проект «Заблудившаяся война» состоит из двух частей. Первая из них была показана в Stella Art Foundation в Москве как совместный проект Юрия Павлова-Русяева, Марка Шатуновского и Михаила Рахлевского. Картины Павлова-Русяева послужили импульсом к началу создания цикла стихотворений Шатуновского, и далее живописная серия и поэтический цикл развивались под значительным воздействием друг друга, сохраняя тем не менее свою художественную независимость. Все вместе они составили выставочный проект «Заблудившаяся война», который Рахлевский осмыслил с музыкальной точки зрения. Вторая часть проекта посвящена скорее блужданиям мысли, чем военным действиям. В своих графических работах Вагрич Бахчанян акцентирует несоразмерность и абсурдность агрессии как таковой и одновременно стремится запутать зрителя, кто является ее носителем, а кто адресатом ее проявления в современном мире, указывая на зыбкость грани реального в восприятии современных людей.
Юрий Альберт, Виктор Скерсис, Андрей Филиппов. Show and tell. Художник и его модель — 2009
Проект Юрия Альберта, Виктора Скерсиса и Андрея Филиппова (так называемая группа «Купидон»), демонстрирующийся в двух пространствах Stella Art Foundation, посвящен одной из фундаментальных проблем визуального искусства. Это проблема взаимосвязи видимого и мыслимого, формы и содержания, или, как формулируют сами авторы: того, что художник показывает и что тем самым говорит.
Emotion Landscape: 4 cardinal points — 2009
Выставка, прошедшая в Российском Центре Науки и Культуры в Никоссии с 2- по 29 ноября 2009, объединяет произведения четырех художников, принадлежащих к далеким друг от друга направлениям современного искусства, которые следуют разным артистическим принципам и используют разные методы. В основе художественного исследования Франциско Инфантэ-Арана, Юлы Хаджигеоргиу, Стаса Полнарева и Юрия Павлова-Русяева лежит общий предмет и, приступая к нему с четырех противоположных сторон, они движутся в направлении одного центра.