00:00/01:00

Государственная Третьяковская галерея — московский художественный музей, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. В 1867 году галерея была открыта для посещения, а в 1892 году передана в собственность Москвы. В здании в Лаврушинском переулке размещена коллекция живописи с древнейших времён до 1910-х годов, а в отделе на Крымском Валу — искусство XX века.

В 2001 году Третьяковская галерея создала Отдел новейших течений. Основной целью деятельности отдела было научное изучение, коллекционирование и экспонирование авангардных тенденций в российском искусстве, охватывающих вторую половину ХХ века и современность. В 2020 году музей получил в дар от Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина коллекцию, включающую живопись, графику, фотографии, видеоработы, объекты и инсталляции, созданные за последние двадцать лет. Основа этой коллекции — произведения молодых, но уже известных авторов.

В 2024 году Отдел новейших течений был расформирован.

Количество изданий в фонде: 15
Leonid Sokov: Songes sur le Pop Art. Sur le chemin de l`exile le sculpteur sovietique pojette son devenir en Amerique — [2014]
Pionnier du mouvement artistique non officiel Sots Art en Union-sovi™tique, L™onid Sokov s’illustre par des uvres associant de mani
«Украшение красивого», выставка, Украшение красивого. элитарность и китч в современном искусстве. книга отзывов — [2014]
Издпние посвящено выставке «Украшение красивого», проходившей в Государственной Третьяковской галерее в 2012 — 2013 гг.
Заложники пустоты — [2011−2012?]
Тема «пустоты» — фундаментальная тема в искусстве ХХ века. Влечение к пустоте и боязнь пустоты равным образом стимулировали художественное мышление на всем протяжении столетия, что позволило критикам говорить о кризисе визуальности и расценивать «пустоту» или «ничто» как основную среду обитания современного человека, несмотря на мнимое заполнение пустот с помощью масс-медиа и новых коммуникаций.
Государственная Третьяковская галерея, Igor Novikov — [1998]
«Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. [каталог выставки] — 2021
Фонд искусства и культуры (Бонн) и Государственная Третьяковская галерея объявляют о проведении передвижной групповой выставки. Первой в своих стенах экспозицию европейских художников примет Берлин, после чего она переедет в Третьяковскую галерею, а затем в Париж. На выставке исследуется современное искусство, созданное после падения железного занавеса, подчеркивается важность межкультурного диалога. В состав экспозии войдутоколо 200 работ художников, живущих в разных странах. В состав экспозиции войдут около 200 работ художников, живущих в разных странах. Среди 90 участников проекта — Эйя-Лииза Ахтила, Герхард Рихтер, Моника Бонвичини, Олафур Элиассон, Мона Хатум, Илья Кабаков, Алисия Кваде, Роман Ондак, Вольфганг Тильманс, Кристиан Болтански, Ансельм Кифер, Эрвин Вурм, Нил Ялтер и арт-группа Slavs and Tatars
Алленова Е., Встречи картин. странствие по истории искусства. [альбом] — 2019
Издание «Встречи картин. Странствие по истории искусства» выпущено как подарок фондом Алишера Усманова. Большой иллюстрированный альбом о связях западных и русских художников.
«Леонид Соков. Незабываемые встречи», выставка, Леонид Соков. Незабываемые встречи. [каталог выставки, Москва, 14 октября 2016 — 29 января 2017 — 2016
Издание посвящено выставке одного из наиболее известных современных художников, Леонида Сокова, которая является его авторским комментированием истории отечественного искусства — от авангарда до социалистического реализма. В статьях художественного критика Милены Орловой и самого художника раскрывается характер диалога Леонида Сокова с лидерами русского авангарда Михаилом Ларионовым, Владимиром Татлиным и Казимиром Малевичем. Авторы рассуждают о последствиях «незабываемых встреч» художника с наследием классиков советской скульптуры — Александра Матвеева, Василия Ватагина и Дмитрия Цаплина.
«Метагеография. Пространство — образ — действие», выставка, Метагеография. Пространство — образ — действие — 2016
Издание подготовлено к выставке, Москва, 25 сентября 2015 — 7 февраля 2016
Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией — 2015
Каталог выставки (13 марта — 26 июля 2015 года). Гиперреализм, фотореализм, острофокусный реализм — всё это названия международного художественного течения, формировавшегося одновременно в США, Европе и СССР. Острый, актуальный и модный стиль объединил самых ярких художников своего времени. В начале 1970-х ведущими проводниками гиперреализма в СССР были эстонские живописцы, искусство которых не зависело от деления на «официальное» и «неофициальное». В дальнейшем центры нового течения появились в нескольких союзных республиках. Художники-гиперреалисты разрушали традиционную оппозицию реальности и иллюзии. Применяя фотопроекцию и работая со слайдами, они сверхнатуралистически воспроизводили объект, в результате чего произведение становилось как бы сфотографированным изображением или изображенной фотографией. Гиперреализм создает нечто существующее над реализмом, представляет статичную оболочку действительности, как в сюрреализме.
«Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее», выставка, Дмитрий Пригов: от Ренессанса до концептуализма и далее. издание к выставке, 16 мая — 9 ноября 2014 — 2014
Leonid Sokov. Sculptures, Paintings, Objects, Installations, Documents, Articles — 2013
Leonid Sokov (born 1941) was a member of Sots Art, the 1960s Russian conceptual group. His roughly executed sculptures and paintings juxtapose the competing ideologies/motifs of communism and capitalism. This volume surveys his career to date.
Не игрушки?! — 2009 (Третья московская биеннале современного искусства. спецпрект)
Что было и что происходит с игрушкой как материалом современного искусства и как меняется самосознание «играющего» художника — это главные вопросы выставки «Не игрушки!?», подготовленной сотрудниками отдела новейших течений Третьяковской галереи к Третьей Московской биеннале. Цель проекта — проследить историю игрушки в русском искусстве в период с 1930-х годов до настоящего времени: от «первого поколения» игрушек, созданных русскими авангардистами, до современных интерактивных инсталляций. Выставка объединяет работы более чем пятидесяти российских авторов, которые в разное время использовали детскую игрушку как материал для создания художественных произведений — ассамбляжей, объектов, инсталляций и перформансов. Организаторы не давали художникам специальных заданий, привычных в современной кураторской практике, а отбирали произведения, уже созданные когда-либо независимо от выставочной конъюнктуры. Ряд произведений, которые будут показаны на выставке, российские зрители увидят впервые.
Московская биеннале современного искусства, Сообщники. коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве, 1960−2000. [каталог выставки I Московской биеннале современного искусства, 28 января — 6 марта 2005 г.] — 2005
Борис Турецкий, 1928−1997. живопись, объекты, графика из коллекции Государственной Третьяковской галереи, из собрания семьи художника и частных коллекций. каталог [выставки] — 2003
Каталог персональной выставки Бориса Турецкого, посвящённой 75-летию со дня рождения художника. Выставка — самая полная экспозиция, представляющая всё искусство Турецкого от ранних, ещё ученических работ конца 1940-х до последних, созданных в 1990-е. В неё вошли более 200 произведений — живопись, графика, объекты — из собрания ГТГ, семьи художника, а также из частных коллекций.
Ануфриев С., Девяностые годы — 1999
Сборник эссе художников П. Пепперштейна и С. Ануфриева, основателей группы «Медицинская герменевтика». Оформлен самим Пепперштейном.