00:00/01:00

Фонд поддержки современного искусства «Сфера» — основан в 2008 году и определяет свою миссию как помощь молодым отечественным художникам в реализации их проектов и продвижение их творчества в общероссийском и мировом контексте. С момента основания, производственная, выставочная, образовательная и издательская программы реализуются нами системно, в соответствии с ключевыми приоритетами.

С 2014 года в Мастерской фонда открылись двери Арт-Резиденции. Молодые авторы могут не только безвозмездно творить, но и выставляться, а также, что особенно важно для формирования художника — общаться и обсуждать искусство в сообществе единомышленников. Те, кто начинает художественную карьеру, получают бесценный практический опыт, знания и идеи. Также занимаются производственной, выставочной, образовательной и издательской деятельностью.

Количество изданий в фонде: 6
Волков И., Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина — 2020
Издание выпущено к одноименной выставке в Новой Третьяковке, которая представляет около ста пятидесяти произведений, ставших частью собрания Третьяковской галереи благодаря дару Владимира Смирнова и Константина Сорокина, коллекционеров и меценатов, которые выбрали самый смелый путь содействия развития культуры — путь поддержки молодого искусства.
Зацепин К. А., Пространства взгляда. Искусство 2000−2010-х годов. сборник статей — 2016 (Издательская программа Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина)
Книга «Пространства взгляда» состоит из семи аналитических эссе, в фокусе которых — картина как медиум современного искусства, вновь и вновь актуализирующийся в постконцептуальных практиках авторов разных поколений. Обращаясь к творчеству Павла Отдельнова, Семена Файбисовича, Владимира Логутова, Александра Дашевского, группы «Синий суп», Андрея Сяйлева, Валерия Кошлякова, Владислава Кулькова, Нели и Романа Коржовых, Тимофея Ради, Кирилла Гаршина, а также их западных коллег (Айан Дэвенпорт, Марк Гротьян, Джеймс Нейрс, Джули Мерету, Игорь Эскиня и др.), Константин Зацепин рассматривает картину как разомкнутую вовне, коммуникативную форму, содержащую фигуру зрителя внутри себя.
ЗИП, В пути. «Инструкция по самоорганизации». [каталог] — 2015
Проект «В пути» — исследование художественной среды в разных городах России. Задача проекта состоит в коммуникации, обмене опытом с другими художниками, институциями, вовлечением зрителя. Брошюра «Инструкция по самоорганизации» — важный элемент проекта «В пути», в неё входит графический иллюстративный материал, основанный на опыте Группировки ЗИП в Краснодаре, Армавире, посёлке Пятихатки.
Нет времени. каталог групповой выставки — 2015
Издание подготовлено Фондом Владимира Смирнова и Константина Сорокина к выставке «Нет времени», проходившей с 24.09.15 по 8.11.15 в рамках программы Специальных проектов Шестой Московской биеннале соверменного искусства на территории ЦСИ Винзавод.
«Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики», симпозиум, Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики. [сборник материалов одноименного симпозиума, состоявшегося при поддержке Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина 26−27 июля 2014 года в рамках выставки «Не музей. Лаборатория эстетических подозрений» параллельной программы фестиваля MANIFESTA-10 — 2015
В 2014 году в параллельной программе биеннале «Манифеста 10» в Санкт-Петербурге прошла выставка «Не музей. Лаборатория эстетических подозрений», подготовленная куратором Владимиром Логутовым при поддержке Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина. В ее рамках состоялся симпозиум «Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики», где участники художественной жизни российских регионов рассказывали о ситуации с современным искусством в них и предпосылках к его появлению на местных культурных ландшафтах. Доклады, прочитанные на симпозиуме, послужили основой для одноименной книги, изданной годом позже. В нее вошли статьи о художественной ситуации в Воронеже, Краснодаре, Красноярске, Ростове-на-Дону, Самаре и на Урале. С любезного разрешения журнала о современном искусстве Aroundart и координатора симпозиума и составителя сборника, куратора и критика Константина Зацепина, мы публикуем его текст, посвященный художественной жизни Самары.
Жанна Кадырова. Альбом 2013 — 2013
Альбом, собравший под одной обложкой раскиданные по городам и галереям проекты ярчайшей звезды современного украинского искусства Жанны Кадыровой. Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, поддерживающий молодых художников в реализации их проектов и распространении информации о новом поколении как в России, так и за ее пределами, представит каталог украинской художницы Жанны Кадыровой. Среди других авторов, работающих в области объектов и городской скульптуры, Кадырова выделяется тем, что практически с первых самостоятельных шагов в творчестве она очень ясно почувствовала и четко определила круг своих материалов, а вместе с тем — художественную проблематику. Это повсеместно встречающиеся в пост-советском урбанизме дешевые кафель и бетон, которые строители зачастую используют как панацею при дефектах конструкции, ошибках в расчетах, нехватке технологий. В Украине и по сей день кафель — излюбленный материал для облицовки фасадов. Несущий в себе всю мощь народной низовой культуры, яркий и блестящий, кафель стал для Кадыровой материалом ее мозаик, изломанных и амбивалентных объектов и скульптур, кажущихся иногда такими хрупкими и преходящими. Даже кич в подаче Кадыровой лишается привычного самодовольства и наделяется сложными переживаниями: ностальгии, тоски по утерянной искренности, бренности мирской славы и благополучия.