Избушка
28.10.2021 – 17.09.2023
Откуда появилась идея данного проекта?
Василиса Лебедева:
Все началось еще летом, когда я приняла участие в одной из лабораторий от мастерских Третьяковской Галереи. Ей руководил Николай Полисский, и она проходила в Никола-Ленивце. После лаборатории была запланирована выставка, которая стала продолжением выставки о романтизме. Вы наверняка помните эту шикарную выставку на Крымском валу, организованную совместно с Германией. Нашей задачей было художественное осмысление романтизма сегодня. Кто является «героем нашего времени»? Что романтизируется сегодня и как это изменилось с веками?

Моей работой стал этот проект, который был представлен на нашей выставке «Мечты о свободе. Постскриптум», во внутреннем итальянском дворике. А теперь, после выставки, моя «Избушка переместилась сюда, чему я очень рада.
А о чем эта работа именно для вас?
В. Л.:
Избушка на курьих ножках — пространство, знакомое с детства, мистическое, внушающее страх, находящееся между миром живого — Явью, и неживого — Навью. Изба — это жилище Бабы Яги, персонажа, который восходит к образу первоматери, к древней эпохе матриархата, где женщина, как берегиня рода, считалась хранительницей знаний и культуры и передавала это через поколения. В сказке встреча с Бабой Ягой — это возможность через испытания преодолеть себя, получить сакральные знания о себе и о мире, обрести сверхспособности. Смерть как идея личной трансформации.

Задаваясь вопросом о современном герое и его месте в мире, я прихожу к выводу, что и в сегодняшней жизни человек перемещается между мирами — реальным и виртуальным. В таком контексте избушка становится не только порталом, проходом через миры, но и точкой зависания, своего рода пространством тишины, где есть возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и обрести осознанность. Но достичь этого непросто, ведь встреча с Бабой Ягой в её избушке — это всегда именно испытание.

В образе «Избушки» соединились несколько романтических идей: самоосознание, связь человека с мирозданием, а также современный интерес к архаике. В этом прослеживается стремление представить, как культура может трансформироваться в новом времени, когда умирают традиции, поверья, а вместе с этим — и мудрость поколений. Черный цвет как символ обугленных костей истлевшего прошлого. Пластик — материал всепоглощающей современности. Остов избушки на длинных ногах пугающ, манит огнем, но недостижим для зрителя.
Василиса, в вашем творчестве нет радикального посыла, «фиги», которую держит художник в кармане для публики, оно меланхолично и иногда трагично.
В. Л.:
Ой, пожалуй да. Мне интересно создавать ситуации, в которых просыпается чувственный опыт человека, его ассоциации и воспоминания. Мои объекты отчасти отсылают к архаике, сказкам и мифам, детству, а с другой стороны — они футуристичны. Но все это происходит именно на чувственном ассоциативном уровне.
Почему вы решили поставить данною скульптуру в соседстве с памятником архитектуры? Ведь это филиал РГБМ? Что может дать друг другу такое соседство библиотеки и современного искусства?
В. Л.:
Я очень была рада предложению поставить Избушку именно здесь.
Работа обращается к теме мифов о Бабе Яге, черте между мирами, теме героев — все это дошло до нас через сказки и предания. Но это были, скорее, тексты. А вот визуальное воплощение им дали знаменитые художники Серебряного века — Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Елена Поленова, Валентин Серов, Николай Рерих, Иван Билибин. Именно их иллюстрациями мы теперь мыслим эти истории.

В основном, это художники Абрамцевского кружка. Они же дружили и знали Рябушинского, Бахрушина, чьи дома-музеи широко известны. Родственником и Бахрушина и Рябушинского был и сам Василий Дмитриевич Носов, и его дом-терем от архитектора Кекушева в стиле модерн хорошо переплетается с общим направлением в искусстве. Поэтому территория особняка — это место, о котором можно было только мечтать!