Комореби
31.10.2024 – 01.12.2024
Куратор:

Даниил Левитес


Художник:

Анна Кондратьева

«Комореби» — это явление, которое кажется простым, но заключает в себе глубокий философский смысл: свет, пробивающийся сквозь листву деревьев, одновременно мимолетён и вечен. Этот танец света и тени, рождающийся каждый день, но никогда не повторяющийся, становится метафорой для размышлений о времени, изменчивости и красоте природы.

Анна Кондратьева исследует эту самую эфемерность. Работая с темой времени, художница запечатлевает моменты, которые в обычной жизни ускользают от нашего внимания — явления, которые могут быть одновременно мгновенными и постоянными по отношению к человеческой жизни.

Серия «Ускользающая красота», представленная на выставке, вдохновлена японской концепцией моно-но аварэ — тонким восхищением и осознанием мимолётности вещей, где красота заключается в самом процессе изменения.

Вдохновляясь также традицией японской графики укиё-э, Анна находит параллели между разными культурными и временными слоями искусства. Импрессионисты, увлечённые идеей захватить изменчивый свет и атмосферу, также черпали вдохновение из японской эстетики. Это переплетение эпох и стилей демонстрирует неизменное стремление художников запечатлеть текучесть времени, как в природе, так и в человеческой жизни.

Выбор светоотражающей ткани для работ — символическое решение. Так же, как тени изменяются при разном освещении, работы Анны меняются в зависимости от того, под каким углом на них смотреть. Эти формы в своей изменчивости представляют суть природы: постоянное движение и никогда не повторяющиеся моменты, воплощённые в материале.

В этих работах художница исследует не только визуальные проявления времени, но и его эмоциональное воздействие на человека. Как и комореби — свет, преломляющийся сквозь листву, который невозможно зафиксировать или предсказать, — наше восприятие времени постоянно ускользает от чётких границ.

Анна будто предлагает зрителю остановиться, прочувствовать момент и осознать, что именно в изменчивости кроется истинная красота. Работы художницы не просто отражают течение времени — они приглашают задуматься о его неуловимости, о настоящем, в котором сливаются и прошлое, и будущее.

Образовательная программа
.
Мерцающая абстракция от Агнес Мартин до Ивана Новикова

Как на двухмерную плоскость перенести нечто бесконечно ускользающее? Бесчисленное количество литературы посвящено тому, как изображениям удаётся создать иллюзию глубины. Многие уделяют внимание сочетанию динамичных и статичных эффектов.

Однако есть художники, которые мастерски создавали (и до сих пор создают) абстракцию на границе присутствия/отсутствия. На лекции внимательно рассмотрим работы классиков модернизма, ключевых современных художников и погрузимся в удивительный мир философии искусства.

Попробуем выяснить, каким образом феноменология и «теория облака» помогают понять «мерцающую абстракцию» и при чём здесь Жак Деррида?

Лектор:

Даниил Параничев, культуролог, искусствовед, архивист галереи pop/off/art

Точка отсчёта. Время как спутник искусства

Время характеризует сразу и прошлое, и настоящее, будущее. Оно зависит от системы координат и наблюдателя, о нём спорят философы и учёные, а художники пытаются запечатлеть реальность во всех деталях.

На лекции поговорим о теории относительности Альберта Эйнштейна, узнаем, как научиться замедлять время и при каких условиях можно путешествовать в будущее.

Сегодня реалистичное изображение создать легко, при этом время остаётся постоянной величиной. Но возникает вопрос — как и что изображать? Обсудим, как с категорией времени работают современные художники, а также какими средствами оно отпечатывается в видео и фотографии, перформансе и живописи.

Лектор:

Александра Тен, художник