Май name из Elijah, май wheel из on файр
02.10.2023 – 29.10.2023
Куратор:

Алёна Райхер


Художник:

Илья Колесников

Используя и исследуя возможности мультимедийных технологий
и брендинга как инструментов конструирования образа, художник создал в одной из соцсетей «цифрового гомункула». Предельно обобщённый графически, Elijah Wheel одновременно и цифровое alter ego художника, и маскот этого проекта. Безликий персонаж напоминает заготовку для визуальных мемов и готов наполниться любым смыслом. Это «человек-шаблон», blank template man, как его называет сам художник. О фактах его интригующей биографии мы узнаем из постов
в аккаунте.

В XXI веке в пространстве социальных сетей у каждого появилась возможность создать себе виртуального двойника: выбранный юзерпик, имя, тональность и темы постов формируют «цифровое тело». Но люди творческих профессий создавали себе разнообразных виртуальных двойников (сценические образы, творческие псевдонимы) задолго до появления цифрового пространства. Можно вспомнить и сценические образы Дэвида Боуи, и литературную мистификацию Романа Кацева, благодаря которой он дважды получил Гонкуровскую премию под псевдонимами Ромен Гари и Эмиль Ажар. Современные художники, писатели и музыканты продолжают создавать вымышленные личности. Иногда это нужно для того, чтобы «разделить» реальную жизнь и сценическое амплуа, иногда это дублер автора в пространстве произведения, иногда alter еgо, которое воплощает скрытые потребности и желания своего создателя. В проектах, исследующих современное медиапространство и технологии брендинга как таковые, виртуальные двойники могут напоминать маскотов (фирменный персонаж брендов или сообществ).

Цифровая графика, четкие черные контуры, отсылки к образам популярной культуры, рекламы, мультфильмам и комиксам: технически проект напоминает и о работах Джулиана Опи, и о творчестве Кита Харинга. Ничуть не скрываемые визуальные цитаты и даже заимствования, откровенные фейки, мемы и тиражируемые клише: это щедро приправленный абсурдистским юмором коктейль приёмов, благодаря которому «цифровой гомункул» оживает и пробуждает неподдельный интерес. Иллюзорность этого образа не кажется нам странной, ведь массовая культура приучила нас к манипуляциям с сознанием. Рецепты работают безотказно. Рекламные технологиии инструменты брендинга превращают обычных людей в поп-идолов и рок-звёзд, а нарисованный в Photoshop Elijah Wheel транслирует непреодолимое очарование успеха. Можно завидовать или примкнуть к армии поклонников.

Название выставки является предпоследней строкой музыкального сингла в стиле рэп, который исполняет Elijah Wheel, намекая на пророка Илию с его огненной колесницей.

Определенные параллели можно провести с выставочным проектом Георгия Кизевальтера «Музей Васи».

Первая персональная выставка российского художника-концептуалиста состоялась в 1983 году в квартирной галерее AptArt (Москва). Биография вымышленного идеального советского человека Васи, выстроенная на основе историй приятелей художника, была представлена в картинках, текстах и объектах. Среди них были газетные статьи, грамоты, портреты, светящиеся лампами буквы, составляющие слово «Вася», абсурдная табличка «Да здравствует Вася — человек ХХ века» и прочие лозунги. Сорок лет спустя зритель знакомится с Elijah Wheel — цифровым «человеком-шаблоном» XXI века — через похожий ряд работ, формирующих образ и факты биографии героя. С поправкой на эпоху и технологии мы видим вместо теплого лампового имени — дизайнерский логотип, а вместо обычной человеческой биографии Васи — откровенно сконструированный и недостижимый целлулоидный идеал.

Образовательная программа
.
Где тело, Карл?
Тело виртуальное в XXI столетии

Смещение фокуса с тела физического на тело виртуальное или тело «усовершенствованное» происходило в течение всего XX столетия, то есть началось задолго до появления собственно цифрового пространства. К новому пониманию телесности привела и нормализация образа травмы в искусстве после Первой мировой войны, и появление таких текстов, как «Манифест киборгов». В XXI веке телесность снова претерпевает изменения, эти трансформации активно исследуют философы и художники. Например, огромное количество художников задаётся вопросом, как могло бы выглядеть идеальное тело, которое никак не связано с классическими канонами красоты, и нужно ли в эпоху виртуального пространства следовать античному пониманию красоты.

Манекены, аватары, тела совершенные, несовершенные и гибридные… Почему в XXI веке нас окружает такое количество разнообразных виртуальных тел, и только ли пандемия в этом виновата? Обсудим на примере художественных проектов современных авторов: Нат Апанай, Натальи Ершовой, Арсения Попова и других.

Лектор:

Александра Орлова, кандидат философских наук, искусствовед, куратор, старший преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ, член Ассоциации искусствоведов, Творческого союза художников России (секция искусствоведение и критика).