cказка непослушна птичке
24.08.2023 – 24.09.2023
Кураторы:

Роман Миронов

Анастасия Шабашова


Художники:

Софья Алексеева

Полина Жеребцова

Мария Македонова

Алина Махнёва

Алёна Саакян

Эрика Савина

Дарья Сухорукова

В поиске свободы уставшая птица присаживается на подоконник и слышит, как силуэт за окном рассказывает сказки. История за историей — пташка вслушивается в нежный голос и мистические сюжеты, забывая про поиски, полеты и небо. Мечты исчезают, воспоминания стираются, остаются лишь образы, нарисованные воображением. В конечном счете все сказки заканчиваются одинаково: клетка закрывается, и не нужно больше мечтать.

Отправной точкой для выставки стало рассуждение о «сказке» и «сказочности», в котором особое внимание обращено на мифический аспект. Сказка есть иллюзия, в которую можно погрузиться ради спасения от реальности. Мистические сюжеты — доступный инструмент для деконструкции настоящего, объяснения простым и понятным языком трудных вещей. Но чем дольше мы находимся в сказке, тем сильнее отдаляемся от реальности. Впадая в иллюзорность мифа, мы все больше забываем о жизни.

На выставке художницы обращаются к темам деконструкции реальности и хрупкости создаваемой нами рутины. Через видео — арт, фотографию и инсталляции они выстраивают отношения с повседневностью, чтобы понять свою роль и позицию в мире.

Образовательная программа
.
Художники-сказочники XIX века

Сказка пришла в искусство относительно недавно. Интерес к этому фольклорному жанру сперва оформился в литературе и пришёлся на начало 19 века, только к концу столетия он захватил искусство — зато сделал это стремительно и ярко. Существенно повлияло на ситуацию образование Абрамцевского кружка, после чего «русская старина» стала важным источником вдохновения таких художников как Виктор Васнецов, Елена Поленова, Мария Якунчикова, Михаил Врубель, Иван Билибин и других.

Лектор:

Алина Аксёнова, преподаватель истории искусства в Школе дизайна НИУ ВШЭ, лектор курса «Лаборатория по современному искусству» в Детской школе дизайна, автор образовательных курсов по искусству для детей и взрослых, лектор проекта LevelOne.

Миф, сказка и искусство
как форма познания

Мифологическое мышление"" — сегодня это сочетание слов звучит как синоним иррациональности, как пережиток прошлого. Однако исследования социологов и психологов показывают, как сильно и современный человек нуждается в ярких и образных рассказах об устройстве вселенной вокруг нас и нашего внутреннего мира. Жак Лакан говорил, что бессознательное устроено как язык… Вот только это язык метафор и символов. Наука порой останавливается в нерешительности перед этим, а вот искусство смело вглядывается в хитросплетение сказочных сюжетов, мифических образов и сновидений. Ведь здесь можно найти ответы на вопросы, которые мы ещё не догадались задать.

Лектор:

Александра Старусева-Першеева, кандидат искусствоведения, академический руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, зав. кафедрой «История искусств», исследователь, кинорежиссёр, видеохудожник.

Яства в сказках как элемент непрямого повествования

Сказка чаще всего состоит из нескольких «сказочных элементов», каждый из которых помогает раскрыть историю на дополнительном уровне. Еда не является исключением и также несёт за собой важную роль в повествовании многих сказочных сюжетов. Еда может помочь считать «волшебное» измерение («Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла) или уловить невербальные сообщения (поминальные блины, которые готовит мачеха в сказке «Морозко»). Кроме того, коллективное принятие пищи работает на раскрытие не только персонажей и их характеров, но и качества их взаимоотношений друг с другом.

Лектор:

Катерина Михайлова, дизайнер и художница, работающая с темами осмысления социальных и бытовых традиций

Проект реализован при поддержке