Роман Миронов
Анастасия Шабашова
Софья Алексеева
Полина Жеребцова
Мария Македонова
Алина Махнёва
Алёна Саакян
Эрика Савина
Дарья Сухорукова
В поиске свободы уставшая птица присаживается на подоконник и слышит, как силуэт за окном рассказывает сказки. История за историей — пташка вслушивается в нежный голос и мистические сюжеты, забывая про поиски, полеты и небо. Мечты исчезают, воспоминания стираются, остаются лишь образы, нарисованные воображением. В конечном счете все сказки заканчиваются одинаково: клетка закрывается, и не нужно больше мечтать.
Отправной точкой для выставки стало рассуждение о «сказке» и «сказочности», в котором особое внимание обращено на мифический аспект. Сказка есть иллюзия, в которую можно погрузиться ради спасения от реальности. Мистические сюжеты — доступный инструмент для деконструкции настоящего, объяснения простым и понятным языком трудных вещей. Но чем дольше мы находимся в сказке, тем сильнее отдаляемся от реальности. Впадая в иллюзорность мифа, мы все больше забываем о жизни.
На выставке художницы обращаются к темам деконструкции реальности и хрупкости создаваемой нами рутины. Через видео — арт, фотографию и инсталляции они выстраивают отношения с повседневностью, чтобы понять свою роль и позицию в мире.
Сказка пришла в искусство относительно недавно. Интерес к этому фольклорному жанру сперва оформился в литературе и пришёлся на начало 19 века, только к концу столетия он захватил искусство — зато сделал это стремительно и ярко. Существенно повлияло на ситуацию образование Абрамцевского кружка, после чего «русская старина» стала важным источником вдохновения таких художников как Виктор Васнецов, Елена Поленова, Мария Якунчикова, Михаил Врубель, Иван Билибин и других.
Лектор:
Алина Аксёнова, преподаватель истории искусства в Школе дизайна НИУ ВШЭ, лектор курса «Лаборатория по современному искусству» в Детской школе дизайна, автор образовательных курсов по искусству для детей и взрослых, лектор проекта LevelOne.
Мифологическое мышление"" — сегодня это сочетание слов звучит как синоним иррациональности, как пережиток прошлого. Однако исследования социологов и психологов показывают, как сильно и современный человек нуждается в ярких и образных рассказах об устройстве вселенной вокруг нас и нашего внутреннего мира. Жак Лакан говорил, что бессознательное устроено как язык… Вот только это язык метафор и символов. Наука порой останавливается в нерешительности перед этим, а вот искусство смело вглядывается в хитросплетение сказочных сюжетов, мифических образов и сновидений. Ведь здесь можно найти ответы на вопросы, которые мы ещё не догадались задать.
Лектор:
Александра Старусева-Першеева, кандидат искусствоведения, академический руководитель программы «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, зав. кафедрой «История искусств», исследователь, кинорежиссёр, видеохудожник.
Сказка чаще всего состоит из нескольких «сказочных элементов», каждый из которых помогает раскрыть историю на дополнительном уровне. Еда не является исключением и также несёт за собой важную роль в повествовании многих сказочных сюжетов. Еда может помочь считать «волшебное» измерение («Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла) или уловить невербальные сообщения (поминальные блины, которые готовит мачеха в сказке «Морозко»). Кроме того, коллективное принятие пищи работает на раскрытие не только персонажей и их характеров, но и качества их взаимоотношений друг с другом.
Лектор:
Катерина Михайлова, дизайнер и художница, работающая с темами осмысления социальных и бытовых традиций