Настя Белая
Саша Боева
Соня Бондарева
Полина Суровова
Анна Сярова
Диана Галимзянова
Фёдор Хиросигэ
Настя Белая
Ника Темеева
Проявлением наибольшего милосердия в нашем мире является, на мой взгляд, неспособность человеческого разума связать воедино всё, что этот мир в себя включает. Мы живём на тихом островке невежества посреди тёмного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далёкие расстояния. Науки, каждая из которых тянет в своём направлении, до сих пор причиняли нам мало вреда; однако настанет день, и объединение разрозненных доселе обрывков знания откроет перед нами такие ужасающие виды реальной действительности, что мы либо потеряем рассудок от увиденного, либо постараемся скрыться от этого губительного просветления в покое и безопасности нового средневековья.
Говард Филлипс Лавкрафт 1926 г.
«Щупальца длиннее ночи» — книга Юджина Такера, которая исследует пересечение жанра ужаса и философии, углубляясь в темы тьмы, необузданного страха и неизвестности. Такер опирается на различные источники, включая литературу, фильмы, поп-культурные явления и (неожиданно) работы таких философов, как Кант и Ницше, сравнивая их с философией лавкрафтовской вселенной.
Такер утверждает, что ужас — это не просто жанр художественной литературы, а, скорее, способ мышления, который позволяет нам столкнуться с границами нашего собственного разума. Через серию глав, в которых рассматриваются темы Ада, готики и чудовищной монструозности, Такер предлагает читателям подумать о том, как ужас может стать источником прозрения и откровения.
Жанр ужасов всегда был частью человеческой культуры, и он тесно связан с тем, как мы противостоим неизвестному и таинственному. Художники всех поколений также обращались к этому жанру и находились в постоянном поиске визуальных образов, противостоящих прекрасному и способных расширить представления о возможных формах созданий. Начиная от вызывающих омерзение чудовищ Иеронима Босха до бесформенных частей плоти Фрэнсиса Бэкона. Сейчас ужас и современное искусство всё сильнее вплавляются друг в друга, создавая новый способ понимания, который позволяет нам противостоять границам нашего собственного знания.
Мы можем только догадываться, станет ли это существо «симбитом» или мутирует в «некроморфа», и ужас начнёт распространяться и охватывать всё вокруг наподобие пугающих слизистых форм.
Новостные ленты каждый день пестрят жуткими новостями об убийствах, грабежах, разгулах стихии и других мрачных событиях. Но люди продолжают смотреть фильмы про очередного зловещего потрошителя: частота сердечных сокращений увеличивается, кровяное давление растёт, сердце готово выпрыгнуть из груди, ладони потеют, а кожа покрывается мурашками… Но при этом фронтальная доля головного мозга, которая отвечает за интеллектуальную деятельность, говорит: спокойно, ты-то в полной безопасности.
Почему же люди платят деньги, чтобы добровольно испытывать чувство страха снова и снова? Что и зачем получает человек, находясь в безопасности, и проживая через экран телевизора острые ощущения? Откуда эта необъяснимая тяга переживать тревожные сценарии? В чём заключается природа человеческих страхов? Имеет ли страх терапевтическую ценность?
Лектор:
Наталья Ошемкова, клинический психолог, коуч, преподавательница МИП и ИПиКП.
Страх и ужас на экране появляются одновременно с первыми фильмами: как и любой аттракцион, кинематограф изначально играл на острых ощущениях зрителей, заставляя их смеяться, сопереживать или бояться.
Психологи считают, что человеческий интерес к фильмам ужасов объясняется желанием почувствовать адреналин в безопасной обстановке. Каждый человек знает, что те или иные предметы, или явления представляют опасность, мы не можем представить, как бы мы справились в ситуации реальной угрозы нашей жизни. Фильмы ужасов позволяют испугаться, пережить стресс, почувствовать себя в некомфортной и небезопасной обстановке, при этом осознавая, что на самом деле ничего не случится.
Лектор:
Мария Новак, киновед, выпускница ВГИКа (мастерская К. Э. Разлогова)