Анатолий Кодинцев
Даниил Левитес
Дима Давлечин
Виктор Жданов
Анна Кондратьева
Борис Кириллов
Никита Клён
Надежда Лихогруд
Давид Хугаев
Екатерина Янова
«Тебе пора повзрослеть!» Знакомая фраза? Она звучит в наших детских воспоминаниях из уст мамы, папы или старших родственников.
Когда вы осознали, что стали взрослыми? Есть ли конец у взросления, так называемый пик взрослости, и что идёт после него? Можно ли отказаться от статуса взрослого человека? Где находится данная граница и нужно ли её переходить?
В традиционных обществах есть ритуал инициации, который четко очерчивает границу перехода из детства во взрослый возраст: это может быть испытание или болезненная процедура. Жители мегаполисов же находятся в более комфортных условиях: вспомните ощущения от первых карманных денег, которые вам дали родители, или от первой самостоятельно организованной поездки на отдых.
В настоящее время мы наблюдаем, как возрастные границы, обозначающие «молодёжь», становятся шире: молодыми людьми принято считать тех, кто не достиг 35 лет.
В книге «Почему важно устанавливать границы» социолог Франк Фуреди причины видит в том, что миллениалы (поколение родившихся с 1981 по 1996 год) росли без строгих правил и дисциплины и оказались дезориентированы во «взрослой» действительности. В итоге их переход к зрелости занимает гораздо больше времени, чем у предыдущих поколений.
Взросление как постепенный процесс трансформации личности в том виде, который существует сегодня, был кардинально противоположен социальному конструкту 17 века, где 5-летний ребенок в глазах общества уже являлся маленьким взрослым и наделялся повседневными функциями взрослого. Но с развитием науки и улучшением качества жизни границы стали более ощутимы. Так, в 19-м веке активно развивается педиатрия, а в 20-м появляется направление в психологии, ориентированное на детей и подростков. В современном мире определить переход от ребенка к взрослому можно через анализ конкретных жизненных обстоятельств и событий.
В рассказе Татьяны Толстой «Свидание с птицей» мальчик Петя становится взрослым, познав смерть, страх и предательство.
Петя затрясся в рыдании, ослеп, выбежал, — ботами по мокрым клумбам; душа сварилась как яичный белок, клочьями повисала на несущихся навстречу деревьях; кислое горе бурлило во рту; добежал до озера, бросился под мокрое, сочащееся дождем дерево, визжа, колотя ногами, тряся головой, выгонял из себя страшные дяди-Борины слова, страшные дяди-Борины ноги.Привык, затих, полежал. Сверху капали капли. Мертвое озеро, мертвый лес; птицы свалились с деревьев и лежат кверху лапами; мертвый, пустой мир пропитан серой, глухой, сочащейся тоской. Все — ложь.
Представленные на выставке работы современных художников — разного личного и межкультурного опыта и возраста — пытаются ответить на вопрос: «Взрослый — это когда?»
Кто такие миллениалы и джензеры? Почему они не хотят взрослеть? А вообще должны?
Социолог и экономист Вадим Радаев в книге «Миллениалы. Как меняется российское общество» считает, что причины нежелания взрослеть у миллениалов (и джензеров) достаточно просты — они акцентированы на самих себя и им даже есть чем гордиться: «Из всех взрослых поколений россиян начиная с 1900 года миллениалы — самое непьющее, некурящее и наиболее активно занимающееся спортом».
Вместе с Зоей Молчановой, редактором издания The Blueprint, и художниками-участниками выставки «Я (не) хочу взрослеть», отвечаем на самые интересные и важные вопросы о самом непонятном поколении взрослых детей.
Участники:
Анна Кондратьева
Никита Клён
Борис Кириллов
Модератор:
Зоя Молчанова, редактор The Blueprint, ведущая подкаста «Все вообще не так»